ЧАС ДО ДЕДЛАЙНА. Проект Таники Ежовой ЧАС ДО ДЕДЛАЙНА. Проект Таники Ежовой
ЧАС ДО ДЕДЛАЙНА. Проект Таники Ежовой

ЧАС ДО ДЕДЛАЙНА
Проект Таники Ежовой
12-20 апреля 2021
Фонд «ПРО АРТЕ»
Куратор — Лизавета Матвеева

Просто слова на белом фоне, от которых не скрыться. «Должен», «срочно», «дедлайн» подкрались сообщениями в почте и в мессенджерах. Увязнув в большом количестве обязанностей во всех сферах: учёбе, работе в искусстве и непосредственно «зарабатывательной» работе, я поняла, что тону. 

Тем временем оставался всего один час до сдачи проектной заявки, а в голове, мечась из стороны в сторону, формулировались только обрывки идей. Я решила и сделать это своим высказыванием – метафору «тону в дедлайнах», напрямую интерпретированную в формат видео. Цикличность «утопания» в бесконечном потоке задач, невозможность выбраться, не достигнув критической точки, сбивчивость мысли, попытка вспомнить хоть какую-то годную идею, нарастание напряжения, усталость, дно. 

Это мои личные обстоятельства или сама среда диктует художнику тенденцию к самоэксплуатации? Непрерывно генерировать новые идеи, вписываться в дедлайны, разрываться на нескольких работах, составлять сметы, вычеркивать дорогое, писать тексты, уметь себя позиционировать, продвигать в соцсетях, быть актуальным, визуализировать, монтировать, коммуницировать. Делай это профессионально. Делай это бесплатно.
.
.
.
Сверху опять заливает.
Кричит утопающий.
Пронзительная
пустота.

Таника Ежова


This is the Labor, and the Labor is many things[1]

Первой выставкой из серии стал проект «Час до дедлайна» Таники Ежовой. Художница представляет инсталляцию, которая становится отражением тревоги, свойственной любому из нас в условиях нескончаемой проектной нагрузки и дедлайнов. «Поймав» это состояние беспокойства, растерянности и бессилия накануне окончания срока сдачи проектного предложения, Таника решила взять его за основу и трансформировать в метафорическую форму.

Тайм-менеджмент, эффективное планирование, повышение продуктивности, осознанность — рубеж веков подарил нам эти и многие другие идеи и явления, а информационная революция расширила само понимание труда. Профессиональная деятельность теперь не ограничивается списком обязанностей в контракте или специальностью в дипломе. Профессионал сегодня также вынужден задумываться о своём индивидуальном имидже. Социальные сети сделали всех из нас публичными людьми — любой пост, фотография или высказывание, опубликованное в Интернете, репрезентует нас и может помочь продвинуться по карьерной лестнице или, наоборот, сыграть с нами злую шутку.

Художник сегодня не только и не столько производитель предметов искусства. Это также менеджер, продюсер, пиар-специалист, продавец, координатор самого себя, работающий от дедлайна до дедлайна. Работа художника, как и любого другого творческого или просто самозанятого работника, становится более комплексной и многосоставной, но еще менее стабильной. Всё чаще мы сталкиваемся с прекаризацией труда — чтобы обеспечить себя, приходится браться за большее количество проектов, брать на себя больше обязанностей, что неминуемо ведет к выгоранию и снижению качества жизни. Немодно быть неэффективным и прокрастинировать — необходимо постоянно генерировать идеи и соглашаться на все возможные предложения. Среда не любит отказов и требует всё больше, но несправедливо предлагает всё меньше. Художник оказывается зажатым в тиски институционализма, из которых непросто вырваться, особенно на начальных этапах профессионального становления.

Видео-инсталляция Таники — это метафорическое воплощение того тревожного состояния, в которое мы сами себя вводим в погоне за эффективностью. Линия воды постепенно поднимается вверх, спокойное, казалось бы, расслабляющее изображение набирает интенсивность — кадры воды сменяются короткими динамичными видео, звук наращивает напряжение. Работа стала реакцией автора на очередной поставленный дедлайн — беспокойство, растерянность и бессилие породили форму. А форма, в свою очередь, ретранслирует это волнение зрителю и оказывается рамкой для институциональной критики. 

Лизавета Матввеева

[1] Заголовок отсылает к названию выставки бельгийского куратора Барта де Баре This is the Show, and the Show is many things 1994 года.

Поддержите наши проекты, и мы
сможем сделать еще больше!
Поддержать

197046, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, д. 3
Тел./факс: +7 (812) 233-00-40, office@proarte.ru

© ПРО АРТЕ 2000-2020. Все права защищены

Нас поддерживают

   

Наши партнеры

Логотип Cumulus