ПАВИЛЬОН ВОДЫ. Проект Марка Маклакова ПАВИЛЬОН ВОДЫ. Проект Марка Маклакова
ПАВИЛЬОН ВОДЫ. Проект Марка Маклакова

ПАВИЛЬОН ВОДЫ
Проект Марка Маклакова
26-30 апреля, 11-15 мая 2021
Фонд «ПРО АРТЕ»
Куратор Лизавета Матвеева

БЛАГОДАРЯ ВОДЕ[1]

На время выставки Марка Маклакова в пространстве Невской куртины разместился настоящий Павильон воды, неизбежно напоминающий зрителю о Барочном павильоне «Грот» в Екатерининском парке. Сооружение транслирует радостное настроение благодаря своему небесно-голубому цвету и разноцветным жизнерадостным гротескам.

Обращение художника к эстетике барокко неслучайно — нечуждый Петербургу стиль идеально подходит для разговора «между строк», между иллюзией и реальностью, разговора о чём-то очевидном и непостижимом для человеческого понимания одновременно. «Законсервированный» под кирпичными сводами Невской куртины Павильон воды выглядит как недоразумение, характерный для барокко курьёз: «…в садах Барокко гораздо отчетливее проступал элемент отдыха от серьезного… Подстриженные в виде людей, зверей, ваз, колонн кусты и деревья — характернейшие для Барокко курьезы: такие же, как шутливые фонтаны („шутихи“), „тайные“ скамьи, обманные перспективные картины, создававшие иллюзию продолжения аллей или открывающихся видов на природу, села, ложные строения и т. д.»[2].

Но легкомысленный характер фасада — это лишь часть истории, которую в своей работе развивает художник. В переливающихся росписях просматриваются рыбы и их части, клешни крабов, морские звезды — мёртвые морские обитатели превращаются в живописные трофеи, предназначенные для увеселения зрителя. Но внутри Павильона — смытая повреждённая наводнением живопись: что бы ни было изображено на ней ранее, вода превратила её в пейзаж. И, казалось бы, весёлые гротески на самом деле иллюстрируют дуальность окружающего мира, где находится место и жизни, и смерти. Нужно ли говорить, что толчком к работе послужили не только расположение Петропавловской крепости в акватории Невы и общая «водная» история Петербурга, но и экологическая повестка, и в целом потребительское отношение человека к природе. Павильон воды может послужить монументом тем, чья смерть становится источником жизни другого. 

Лизавета Матвеева

[1] Полоцкий С. 4 стихии и их действия. Вирши. Минск: Мастацкая литература, 1990.
[2] Лихачёв Д. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие: ОАО «Тип. "Новости”», 1998.

191025, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 6, лит. А, кв. 3
Тел.: +7 (981) 206-17-18, office@proarte.ru

© ПРО АРТЕ 2000-2024. Все права защищены

Нас поддерживают

       

Наши партнеры