21 мая – 10 июля 2021
NAMEGALLERY (Санкт-Петербург, ул. Большая Конюшенная, 2)
Словосочетание «эстетические разногласия» вызывает в памяти фразу советского диссидента Андрея Синявского, который так прокомментировал свою позицию по отношению к власти большевиков: «И поскольку политика и социальное устройство общества - это не моя специальность, то можно сказать в виде шутки, что у меня с советской властью вышли в основном стилистические разногласия». Здесь интересно не фундаментальное возражение против идеологии или экономического устройства государства, а неприятие комплекса нормативов, принятых в обществе в отношении концепции «прекрасного». И в случае с выставкой «Эстетические разногласия» речь идет не о прямых ссылках на политическую оппозицию (это была бы неуместная «фига в кармане» в духе застойных 1970-х), а о той точке в рассуждении о положении вещей [в искусстве, в том числе], с которой начинается самоопределение художника.
Идея выставки «Эстетические разногласия» концентрируется вокруг сюжета о становлении персональной идентичности в широком контексте множащихся стилевых течений, идеологических доктрин, экономических и социокультурных обстоятельств современного российского искусства. Поиск собственных координат на карте изобразительной культуры, по замыслу, должен был обнаружить неизвестное новое, осознавшее себя в полях напряжений между теми или иными концепциями визуальности.
Точками отталкивания в разные эпохи истории искусства становились самые разные, иногда маргинальные, а иногда вполне успешные, состоявшиеся направления. Излишняя литературность порождала стремление к чистой форме и отказу от метафоризации фактур, нарочито элитарная заумь провоцировала обращение к упрощенным, анекдотическим сюжетам. Нонконформисты 1960-х противопоставляли свои работы произведениям правоверных соцреалистов, концептуалисты 1970-х – метафизикам предыдущего поколения, петербургские академисты спорили с московскими акционистами, мистики и формалисты нынешнего поколения полемизируют с социально ангажированными арт-активистами.
В своей книге «О новом» Борис Гройс описывает эти процессы и предлагает понимать производство нового в искусстве как «акт негативного следования культурной традиции». В его понимании, прием или предмет, вытесненные за пределы эстетики, олицетворяют сферу профанного. То, что ценится в качестве эстетического идеала, воплощает сферу валоризованного. Бесконечное воспроизведение цикла смены валоризованного и профанного напоминает процесс переоценки ценностей.
«Эстетические разногласия» картографируют сегодняшние коллизии – столкновения взглядов, интересов и человеческих страстей. Ориентируясь на существующие эстетические/нравственные/идеологические доминанты, участники выставки формулируют собственное кредо и очерчивают границы своей стилевой идентичности.
Пестрота картины за стенами художественных школ усиливается разнообразием концептуальных подходов и материальных фактур, выбранных молодыми художниками для настоящего проекта. У каждого из авторов особый опыт работы с материальностью, уникальный навык – здесь живописцы, монументалисты, иконописцы, архитекторы, специалисты по работе с деревом, металлом, керамикой, медиа-технологиями. Гендерные различия делают «эстетические разногласия» среди экспонентов еще более интенсивными. Однако общая линия повествования, сочиненного «на тему», выстраивается в артикулированное поколенческое высказывание.
Саша Обухова
Участники выставки: Антон Альтер, Катя Атаманова, Ирина Гейнц, Карина Драчёва, Таника Ежова, Ульяна Ерохина, Елена Ишо, Евгений Корелин, Матвей Корочкин, Алина Кугуш, Марк Маклаков, Алеся Мурлина, Алёна Печникова, Мария Шабанова.
Саша Обухова (Москва) – куратор архива Музея современного искусства «Гараж». Работала в Институте проблем современного искусства, Государственной Третьяковской галерее, Государственном центре современного искусства. В 2000 году в составе рабочей группы участвовала в подготовке постоянной экспозиции Третьяковской галереи «Искусство второй половины ХХ века». Член экспертного совета Премии Кандинского. Лауреат Премии Сергея Курехина в номинации «Лучший текст о современной культуре» (2014).
Проекты:
Антон Альтер. Онейроид. 2021
Родился в 1991 году в Благовещенске. В 2020 году поступил в Университет ИТМО (Институт точной механики и оптики) на магистерскую программу Art&Science. В том же году поступил в Школу молодого художника Фонда «ПРО АРТЕ». Живет и работает в Санкт-Петербурге.
слишком долго был дома. когда вышел на улицу – мир уже отсканировали. ясность в воздухе – он окаменел, стал математическим. это макет, но кто в кого загружен? инстинкты кончились, самообучение продолжается – следующая реакция – посмотреть на руки – их естественность больше не обнадеживает. так понял, что тоже попал в копию. пространство и время, пространство и время_. не заметно ничего подозрительного – плоскости, преломления, лучи и контуры. открыть копию с людьми – копия с людьми не найдена, продолжить в среде solipsist? перезапустить среду выполнения
%cd ..
#Download trained model
bins/conscious/content
...
Connecting to server
…………all………work………………………………
………and…………no play………………………
makes ………jack……a…dull…boy…
//connected.
awaiting response... OK
Length: 35741802720203204034734394200034843
Extracting……………………………/
100%[===========================>] OK
import timeos
export tospace
~%[============================>] OK
import verify_images
path = "/content/archetypes/MyDrive/oneiroiddata/"
verify_images(path, delete=True)
send to = "/cameraobscura
99%/////////……………pending……………
--------------------------------
DerealisationError Traceback (most recent call last)
unable to find ="/psyche/perception/realwarp_debug