C 26 по 28 марта 2012 г. группа российских специалистов из Выборга, Петрозаводска и Санкт-Петербурга отправилась в Хельсинки для изучения финского опыта по организации общественных пространств для слепых и слабовидящих людей. Поездка была организована петербургским Фондом «ПРО АРТЕ» и Международной ассоциацией университетов и колледжей искусств, дизайна и медиа CUMULUS (Финляндия) в программе проекта «Слушая архитектуру. Сочиняя пространства».
Группа посетила Университет Алвара Аалто. Сотрудники факультета искусств, дизайна и архитектуры Ханна Каркку (Hanna Karkku), Юхани Тенхунен (Juhani Tenhunen) и Марьо Мяэнпяа (Marjo Maanpaa) рассказали о работе университета, в частности, о принципе «Дизайн для всех» (Design for all). «Дизайн для всех» - широкое понятие, включающее в себя не только организацию пространства для людей с ограниченными возможностями, но и эргономичный дизайн для детей, пожилых людей, мигрантов и других групп населения.
На факультете архитектуры Университета Алвара Аалто после приветствия декана Антти Ахлава (Antti Ahlava), архитектор Киммо Лиликангас (Kimmo Lylykangas) рассказал об основах природосберегающей архитектуры в Финляндии. Менеджер проектов университета Ира Верма (Ira Verma) познакомила с проектами, учитывающими потребности людей с ограниченными возможностями в Хельсинки, в том числе с организацией пространства в метрополитене и на автобусной станции.
Участники поездки побывали в нескольких учреждениях культуры, где реализованы проекты по организации пространства для слепых и слабовидящих людей.
Открытый полгода назад Дом Музыки полностью оборудован для всех групп людей с ограниченными возможностями. Менеджер по связям с общественностью Марья-Леена Лехтимяки (Marja-Leena Lehtimaki) рассказала про специальную систему навигации - в здании проложены направляющие полосы по полу, а все инфо-таблички дублированы на шрифте Брайля. Кроме того, в вестибюле есть тактильная карта здания и даже предусмотрено место для отдыха собак-поводырей (!)
В художественном музее «Атенеум» состоялась встреча с Ритой Паквален (Rita Paqvalen) - координатором проектов «Культура, доступная всем». Благодаря специальной программе музея в информационной зоне можно получить тактильные карты здания, заказать специальные экскурсии, а скульптуры, доступные для «осмотра руками», помечены в экспозиции специальным знаком.
В Музее современного искусства KIASMA кроме традиционных тактильных карт и специальных экскурсий, есть небольшая модель здания музея, которую можно «посмотреть руками». А самое интересное, пожалуй, то, что иногда сотрудники музея просят художников сделать уменьшенные модели их инсталляций - для того, чтобы слепые и слабовидящие посетители музея могли получить представление об этих произведениях. Об этом рассказала куратор учебных программ Санна Хирвонен (Sanna Hirvonen).
В последний день группа посетила центр IIRIS, который был спроектирован специально для слепых, слабовидящих и слепоглухих посетителей. Центр существует под девизом «Все услуги под одной крышей». В нем могут пройти курс реабилитации недавно ослепшие люди, а также семьи с новорожденными детьми, имеющими проблемы со зрением, тут же расположены учебные центры и центры занятости, а вечерами и в выходные дни проходят специальные занятия, встречи, и лекции.
После презентации о «доступной среде» сотрудника IIRIS - Юхи Сеппала (Juha Seppala), экскурсию по центру провел консультант по «дизайну для всех» Юкка Йокиниеми (Jukka Jokiniemi). Здание имеет простой и хорошо запоминающийся план – при входе его можно изучить с помощью тактильной карты, созданной специально для центра японским архитектором Нао Сайто (Nao Saito). Пространство организованно с учетом всех требований принципа «Дизайн для всех»: надписи на информационных табличках дублированы шрифтом Брайля, разные зоны обозначены отличающимися по тактильным характеристикам материалами, используются звуковые маяки и контрастные цвета. Специально позаботились о том, чтобы предотвратить появление бликов, которые слабовидящие часто воспринимают как оконные или дверные проемы.
В здании центра IIRIS находится крупнейшая в Финляндии библиотека для слепых и слабовидящих «Celia». Кирси Иланне (Kirsi Ylanne) – менеджер отдела учебных материалов рассказала о том, что библиотека не только предоставляет, но и производит все специальные материалы (диски, рельефные изображения, детские развивающие книги). По заявке многие материалы рассылаются по почте по всей стране.
Многое из увиденного в поездке используется и в России – тактильные карты, ограничители и направляющие, во многих музеях существуют различные экскурсионные и обучающие проекты для слепых и слабовидящих людей. Однако финский опыт был очень полезен для осознания комплексного подхода к проблеме - когда здание изначально разрабатывается с учетом потребностей максимально большого числа групп населения. В России есть отдельные успешные проекты в этой области. Однако необходимо привлекать к ним внимание общества и вовлекать в создание таких проектов дизайнеров и архитекторов, работающих с публичными пространствами.
Некоторые финские специалисты по «дизайну для всех», с которыми группа встречалась в Хельсинки, приедут в Санкт-Петербург читать открытые лекции по программе «Слушая архитектуру. Сочиняя пространства».
Полученные знания найдут и практическое применение в дальнейшей работе над проектом «Слушая архитектуру. Сочиняя пространство», в частности, при реализации дизайн-проектов для слепых и слабовидящих людей в трех учреждениях культуры: в Санкт-Петербурге - Музей театрального и музыкального искусства, Шереметьевский дворец, Выборге - МУК "Центральная городская библиотека А. Аалто" и Петрозаводске - Карельская государственная филармония.
*В поездке приняли участие:
Куликова Маргарита Михайловна - заведующая инновационно-методическим отделом БУ «Карельская республиканская библиотека для слепых» (Петрозаводск)
«О том, как решаются задачи «приспособления» внутренней среды общественных зданий под нужды людей с ограниченными возможностями я смогла узнать на экскурсии во Дворец музыки г. Хельсинки, который поразил не только масштабом и современными технологическими решениями, но и тщательно продуманными решениями доступности. Это и рельефные планы-схемы всего помещения при входе, и направляющие по основным путям передвижения и ко всем основным объектам (лифты, залы, лестницы, туалетные комнаты), ограничительные рисунки на стеклянных стенах и поверхностях и т.д. Все это я смогла сфотографировать и показать моим коллегам по работе по приезде в Петрозаводск. Музыка, как наиболее «воспринимаемый» незрячими вид искусства, стала доступной им и с точки зрения физической доступности самого объекта».
Толстова Александра Андреевна - старший преподаватель СПбГУ, факультет Искусств, кафедра "Дизайн" направление "Дизайн Среды"
«Мне кажется, что важно перенять от финских коллег отношение к дизайну как к стратегическому мышлению. Это более универсальное понимание дизайна, в котором важна не только физическая доступность среды, но и культурологическая, социальная, информационная. Это входит в понятие «мультичувствительный дизайн», ориентированный на все органы чувств человека, а не только зрение».