Объект «Земля» — продолжение проекта «Археология памяти», начатого в 2015 году благодаря организованному Гёте-институтом и посвященному блокаде проекту «900 и еще 26000 дней», который был показан в Гамбурге в 2015 году, а затем в Петербурге в 2017-м. В проекте приняли участие молодые художники – студенты программы «Школа молодого художника» Фонда «ПРО АРТЕ» и ГЦСИ.
Проект «Земля» выпускников программы «Школа молодого художника» Александра Андросова и Вадима Зайцева посвящен известному эпизоду истории блокады: пожару на Бадаевских скаладах. В начале блокады Ленинграда в результате массированных авианалётов германской авиации 8 и 10 сентября 1941 года склады сгорели, вследствие чего город лишился значительной части своих продовольственных запасов. На Бадаевских складах сгорело около 40 помещений, в которых, по официально опубликованным данным, находилось 3 тыс. тонн муки и 2,5 тыс. тонн сахара. До 1 тыс. тонн горелой муки и до 900 тонн горелого сахара в дальнейшем были переработаны пищевыми предприятиями.
Из дневника начальника Планового отдела и главного диспетчера завода Радиотехнических изделий (РТИ) Георгия Михайловича Кока (ЦГАИПД СПб):
«19-21 декабря 1941 г.
Меню: 19-20: блины из маиса
21: мясн[ой] суп на рис[овом] отв[аре], тушеная говядина.
20 на базаре: говядина I сорт, ок. 300 гр. – 80 руб. (= хлеб)
cахарная земля – б[ольшая] банка – 20 р.
Сах[арная] земля – настоящая черная земля, пропитавшаяся жженым сахаром при пожаре Бадаевских складов. Бойкая молодая баба с двумя девчонками (одна кассир, другая – для рекламы: «ой, покупайте, как вкусно, только переварить») без перерыва отпускали из огромного ведра баночки (конс[ервного] типа 0,5 кг) по 10 руб.»
«Возвышающийся над мостовой куб земли — это и погружение в исторические пласты, в глубины коллективной памяти, и устойчивый символ, который встречается в дневниках и воспоминаниях блокадников. Образ земли — мифологический образ. Припасов на Бадаевских складах было не так много, но земля, напитанная сахаром, дала ощущение того, что она может спасти и продлить жизнь. Здесь возникают архаичные образы земли. Земля становится одним из знаков блокады. Облекая землю в форму куба, мы погружаемся в прошлое через воздвижение символического обелиска. Как археологи проникают вглубь земли, чтобы узнать историю, мы поднимаем землю вверх, чтобы трансформировать прошлое в реальный объект и вновь заговорить о нем».
Александр Андросов, Вадим Зайцев
«ТИХИЕ ГОЛОСА»
выставочный проект-исследование
8 сентября – 17 ноября 2017 года
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Петропавловская крепость, Невская куртина, правая сторона
Направление: Визуальные искусcтва
Образовательная программа: Школа молодого художника