| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Cобытия

Ежегодно Фонд «ПРО АРТЕ» организует около 250 событий. Лекции, мастер-классы, выставки, концерты, конференции и творческие встречи проводятся не только в залах ПРО АРТЕ в Петропавловской крепости, но и в музеях, галереях, концертных залах и библиотеках Петербурга. Многие события проходят в Москве, Красноярске, Петрозаводске, Выборге и других российских городах.
 

Поддержать ПРО АРТЕ

Встреча французских и российских музейных специалистов в ЦВЗ Манеж. ПОСТ-РЕЛИЗ

30.01.2017

Встреча французских и российских музейных специалистов в ЦВЗ Манеж. ПОСТ-РЕЛИЗ

Фото: Александр Матросов



ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНЫХ МУЗЕЙНЫХ ОБМЕНОВ
«МУЗЕЙНЫЙ ДЕСАНТ»
РОССИЯ – ФРАНЦИЯ

«Современное искусство, традиционный музей и культурное наследие – влияние и взаимодействие»
Встреча французских и российских музейных специалистов. 

ПОСТ-РЕЛИЗ

30 января 2017 в Санкт-Петербурге, в Центральном выставочном зале «Манеж»,  в рамках международной программы музейных обменов «Музейный десант» Благотворительного фонда В.Потанина  прошла встреча французских и российских музейных специалистов.

Программа «Музейный десант» организована Фондом и Французским институтом в России в партнерстве с Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ».

Тема стажировки французских музейных специалистов в России: «Современное искусство, традиционный музей и культурное наследие – влияние и взаимодействие». Это вторая, заключительная часть двусторонней программы: в мае 2016 группа из пяти российских сотрудников музеев ездили на стажировку по этой же теме во Францию. 

Представители пяти музеев из Парижа, Уарона, Брюэр-Аллишана и Кале рассказывали о своих музеях, исторических зданиях, в которых они расположены, и о современном искусстве, которое там экспонируется.

Открыл выступления французских участников Клод д'Антенез (Claude d'Anthenaise) – директор Музея охоты и природы (Musée de la Chasse et de la Nature) в Париже. Коллекция музея расположена в двух особняках-памятниках архитектуры – Генего (Hôtel de Guénégaud), XVII век, и Монгла (Hôtel de Mongelas), XVIII век.

Заняв пост директора в 1998 году, г-н д'Антенез кардинально изменил направление деятельности музея. «У меня было желание сделать другой музей – включить в него больше эмоций, добавить юмора, поэзии. Мы превратили дом XVII века в место охоты, оформили различные ландшафты. Начали приглашать современных художников. Их размышления об окружающей среде, ее хрупкости  – интересны и важны для музея», – отметил он на встрече. 

Мелани Бутелу (Mélanie Bouteloup), директор и со-основатель Центра современного искусства Bétonsalon в Париже, рассказала о работе Центра как уникальной площадки для художников, кураторов, исследователей. «Так как наш Центр расположен в здании Университета Париж 7, искусство оказывается неотделимым от научного исследования». Главной целью работы Центра г-жа Бутелу считает расширение тем исследования и формального подхода. «Мы хотим заставить двигаться ржавую музейную машину, создавая новые перспективы, новые виды развески и представления. Мы также ищем новые подходы. Наше экспозиционное пространство – это и место для диалога, совместной работы, обмена мнениями. У нас могут встретиться зрители с художниками, а из этих встреч – родится нечто новое. Я верю в такие случайные встречи». Г-жа Бутелу также рассказала об открытии нового пространства «Вилла Васильефф» (Villa Vasilieff) - в бывшей мастерской русской художницы Марии Васильевой а Монпарнасе, с февраля 2016 года здесь работает международная резиденция, которая объединяет художников и исследователей. 

Поль Фурнье (Paul Fournier), глава культурного центра «Аббатство Нуарлак» (L'Abbaye de Noirlac), которое также является международной художественной резиденцией. Нуарлак – бывшее цистерианское аббатство в Брюэр-Аллишане, которое ведет свою историю с XII века, историко-архитектурный памятник и музей. «Мы представляем собой центр культуры. У нас нет коллекции. Мы размышляли над тем, что мы можем предложить, сохраняя при этом традиции этого особенного места, и решили, что наша цель – приручить молчание и тишину, сделать акцент на слушании и внимании». Художники, музыканты и писатели создают свои произведения, вдохновляясь архитектурой и интерьерами Аббатства, его историей и монашескими традициями. Г-н Фурнье рассказал о некоторых проектах современных художников: один из резидентов превратил бывшую келью монахов в улей, оформив ее фотографиями пчел, сделанными с помощью микроскопа; другой художник разместил в нефе церкви инсталляцию из тысячи маленьких квадратов, заполненных землей, на которой располагается аббатство. В Аббатстве проходят концерты современной и классической музыки, выступления танцевальных коллективов и нового цирка и многие другие художественные проекты.

Другой яркий пример сочетания современного искусства и исторического наследия – Замок Уарон (Château d'Oiron), который ведет свою историю с XV века. Во времена Французской революции замок был разграблен, и только в середине XX века здесь был открыт музей. Карин Гамбар (Carine Guimbard), директор Замка Уарон, рассказала о том, что основная задача в управлении таким музеем – одновременно сохранять историческое наследие, восстанавливать интерьеры - и открывать новое для зрителей. В галереях с фресками в стиле школы Фонтенбло и резными интерьерами XVII века представлены произведения актуального искусства признанных современных художников (Илья Кабаков, Марина Абрамович, Она Кавара и др.). «Современные инсталляции в замке мы стараемся сочетать с интерьерами, и для нас очень важно привлекать местных жителей, вплетать историю этих мест в современное искусство». Г-жа Гамбар привела пример работы известного художника Кристиана Болтански, который создал коллаж из фотопортретов учеников местной школы Уарона. 

Выступления французских гостей завершились презентацией Анн-Клэр Ларонд (Anne-Claire Laronde), директора Музея кружева и моды города Кале. Это один из самых известных мировых музеев декоративно-прикладного искусства и кружева. Он располагается в здании бывшей фабрики: «Музей возник на фоне промышленного спада. Наша цель – сохранить историю продукции знаменитой кружевной фабрики». В настоящее время музей хранит уникальные экспонаты XVIII-XXI веков и активно сотрудничает с кутюрье и художниками. «Мы пытаемся чередовать известные имена и имена, известные только специалистам. Так мы одновременно расширяем аудиторию, и даем возможность посетителям узнать новое, познакомиться с экспериментальной модой». Г-жа Ларонд также рассказала о проблемах, связанных с миграционными потоками, проходящими через Кале, и о том, как музей пытается работать в этой сложной ситуации.

Во время встречи с французскими коллегами состоялись презентации российских музеев: Государственного музея-заповедника «Куликово поле» (Тула), Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова (Томск), Музея нонконформистского искусства (Санкт-Петербург), Музея «Ледокол «Красин» — филиала музея Мирового океана в Санкт-Петербурге и Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург). Российские коллеги рассказали о своих музеях и поделились опытом работы с современными художниками. Ирина Кирюхина, предоставлявшая музей-заповедник «Куликово Поле», и Анна Полякова из томского музея Шатилова — участники российской группы «Музейного десанта» во Францию.
 
Презентации музеев закончились открытым обсуждением в формате круглого стола. Российские и французские участники поделились опытом создания и развития резиденций, обсудили образовательные программы и ресурсы, необходимые для их формирования, а также высказали соображения о текущих вызовах в музейном деле и работе с ними. Один из важнейших вопросов, волнующих музеи во всем мире – как сочетать научную и просветительскую работу музея с необходимостью развития коммерческих программ.
Из Санкт-Петербурга французские гости отправились в Екатеринбург и Пермь, завершится программа недельного визита в Москве.


Фотоотчет



Возврат к списку

Календарь

<< Август 2017 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Подписка