| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Cобытия

Ежегодно Фонд «ПРО АРТЕ» организует около 250 событий. Лекции, мастер-классы, выставки, концерты, конференции и творческие встречи проводятся не только в залах ПРО АРТЕ в Петропавловской крепости, но и в музеях, галереях, концертных залах и библиотеках Петербурга. Многие события проходят в Москве, Красноярске, Петрозаводске, Выборге и других российских городах.
 

Поддержать ПРО АРТЕ

ПОКОЛЕНИЕ Z. ПИОНЕРЫ ЗВУКА В РОССИИ 1920-Х

26.02.2010 - 20.04.2010

ПОКОЛЕНИЕ Z. ПИОНЕРЫ ЗВУКА В РОССИИ 1920-Х

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ»
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Центр Электроакустической музыки Московской Государственной консерватории, Термен-центр
при поддержке Фонда Форда


26 февраля – 20 апреля 2010
Петропавловская крепость, Невская куртина, правая сторона

Выставка

ПОКОЛЕНИЕ Z
Пионеры звука в России 1920-х

Открытие выставки в четверг 25 февраля в 17.00

Краткий исторический период 1910-1930-х в России по сложности катаклизмов равен целой эпохе – революции, войны, тоталитарный режим. В обстановке голода, холода и нищеты творческие люди жили идеями о новой стране, где все будет ИНАЧЕ – совершенный человек, универсальный язык, удивительные машины. 
Мы назвали этих людей ПОКОЛЕНИЕ «Z». В те годы символ «Z» стал главным графическим воплощением духа времени. Это символ молнии, электричества, энергии. Им пестрят обложки, плакаты, художественные полотна. В эти годы возникают анархические, невозможные в иное время идеи и проекты, часто анонимные, практически забытые ныне. Художники, поэты, музыканты, архитекторы с энтузиазмом бросаются в новую реальность, изучая математику, науки о природе света и звука, разрабатывая свои теории о новом искусстве. Их идеалом становится аналитический ум эпохи Возрождения. В 1918 году Анатолий Луначарский официально провозглашает, что творчество должно быть построено на экспериментальном фундаменте.
В 1919 году художник Соломон Никритин разрабатывает фундаментальную теорию Проекционизма, утверждая: «Художник не производитель вещей потребления (шкаф, картина), а ПРОЕКЦИЙ МЕТОДА – организации материалов..." Метод, изобретенный художником, становится целью творческого процесса. Ошибки, казусы, парадоксы, обретают новый конструктивный смысл и значение в контексте проекции метода.
Вот новое содержание творческой деятельности! Возникают многочисленные проекты-исследования, выставки «Искусство Движения» Гастева, «лекции-концерты» Термена, Шолпо и др., концерты «МУЗЫКА БУДУЩЕГО» Авраамова и т.п. В искусстве проявляются почти все художественные языки – от футуризма до реализма, все стремятся овладеть УНИВЕРСАЛЬНЫМ знанием, будто жить предстоит на другой планете. 
Выставку открывает история ученого, поэта, анархиста и философа Алексея Гастева (1882-1939). По своей масштабности и парадоксальности личность Гастева не вмещается в привычные рамки. Его влияние на культуру своего времени было огромно. В 1922 году под воздействием идей Гастева композитор Арсений Авраамов (1886-1944) создает циклопическую «Гудковую симфонию», для которой весь город становится музыкальным инструментом: гудки заводов и фабрик составляют один гигантский оркестр, пулеметы заменяют малые барабаны, а крупная артиллерия — большие. 
От Арсения Авраамова мы переходим к истории изобретателя, физика и музыканта Льва Термена (1896-1993), создателя первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс, общепризнанного «отца» электронной музыки. От Термена — к истории Государственного института музыкальной науки (ГИМН). Именно в архивах этого института хранится множество удивительных историй, которым посвящен раздел под названием «Гибель Утопии», документально иллюстрирующий процесс взаимодействия «властной вертикали» с подведомственной «творческой горизонталью».
В рамках выставки впервые будет показана реконструкция части экспозиции Соломона Никритина, представленной на «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» 1924 года в разделе «Проекционистов». 
Главный раздел экспозиции «Графический звук» (об уникальной технологии синтеза звука с помощью света и графики искусственных звуковых дорожек) представляет не только рукописи и чертежи, но и уникальные тон-фильмы – синтетические звуковые дорожки 1930-х, созданные Арсением Авраамовым, Евгением Шолпо, Николаем Воиновым, Борисом Янковским.
Достижения «потерянных» пионеров-экспериментаторов настолько же грандиозны, насколько печальна участь их творений. По ходу сталинских репрессий из официальной истории выпадают целые эпохи. Многим гениальным идеям придается статус «утопии». Имена людей, совершивших культурный прорыв в революционные 1920-е годы, почти неизвестны в мире и совершенно забыты в России. 
Между тем, разработки той эпохи поражают и сейчас, спустя почти 100 лет. Правоту экспериментаторов подтверждает история. Многие изобретения, казавшиеся утопическими, воссозданы спустя десятилетия, некоторыми, не зная истоков, мы пользуемся сегодня, а многим идеям, по-видимому, еще предстоит второе рождение.

Автор проекта – Андрей Смирнов.
В работе над выставкой участвовали: Любовь Пчелкина, Николай Изволов, Константин Дудаков, Джон Эпплтон, Мэтью Прайс.

Использованы документы Государственного архива кино-фотодокументов, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи; Российского государственного архива литературы и искусства, а также из частных архивов Марины Шолпо, Ханны Райхенштейн, Андрея Смирнова, Льва Болотского.

Демонстрация первой версии экспозиции под названием «Sound in Z» состоялась в 2008 году в Музее современного искусства города Парижа (Palais De Tokyo) в рамках проекта лауреата премии Тернера Джереми Деллера (Великобритания) «From One Revolution To Another».

Выставка в Санкт-Петербурге подготовлена авторами совместно с Фондом «ПРО АРТЕ» и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Проект «Поколение Z. Пионеры звука 1920-х» значительно больше первой выставки, многие материалы будут представлены впервые.


Параллельная программа выставки:

На открытии: 
Концерт eNsemble ПРО АРТЕ 
Ефим Голышев (1897-1970), Иван Вышнеградский (1832-1895), Артур Лурье (1891-1966): 
сочинения 1910 – 1920-х.

26 февраля 2010, 18:00
Фонд «ПРО АРТЕ»
В поисках потерянного звука. Пионеры звука в России 1920-х. Лекция автора выставки Андрея Смирнова

10 марта 2010, 18:00
Фонд «ПРО АРТЕ»
Лекция-концерт «Лев Термен». Олеся Ростовская 

1 апреля 2010, 18:00
Фонд «ПРО АРТЕ»
Концерт «Музыка для терменвокса». Лидия Кавина 

10 апреля 2010, 12:00
Нарышкин бастион Петропавловской крепости
«Симфония гудков» Арсения Авраамова. Реконструкция Сергея Хисматова 


Выставка работает с 26 февраля по 20 апреля 2010
Четверг- понедельник с 11.00 до 18.00, вторник с 11.00 до 17.00
Выходной день – среда

Телефоны для справок:
Фонд «ПРО АРТЕ» (812) 233 0040, 233 0553
ГМИ СПб (812) 230 6431
www.proarte.ru www.spbmuseum.ru

Место проведения: Петропавловская крепость, Невская куртина, правая сторона

Формат события:  выставка
Направление:  Музыка

Фотоотчет



Возврат к списку

Календарь

<< Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Подписка