| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

30.11.2016

Очумелые ручки (кино)

Автор:  Гончарова Мария


«Микроб и Бензин» (Франция,2015)
Реж.: Мишель Гондри 

Режиссер Мишель Гондри,  отличительной чертой стилистики которого являются фрагменты стоп-моушен анимации, включенной в игровой фильм, а также любовь к DIY-эстетике, которые можно наблюдать, например,  в  «Науке сна» или «Перемотке», в новой, немного автобиографичной картине, почти неузнаваем.  Тут нет ни ватных облаков, ни воды из целлофана,  ни скафандров из фольги – только один маленький домик на колесах, сконструированный двумя школьниками. Школьники эти и есть Микроб и Бензин. «Микроб» - потому что маленького роста, «Бензин» - потому что воняет бензином. Одного постоянно путают с девчонкой,  он непрерывно рисует (иногда что-то совсем развратное), влюблен в кудрявую одноклассницу, мается от бессонницы и живет с двумя братьями и матерью-невротичкой (Одри Тоту, единственная здесь узнаваемая актриса). Второй может починить что угодно, не снимает куртку автогонщика и помогает в работе злобному отцу - антиквару. Цель Бензина и Микроба на летние каникулы – свинтить куда-то в район Центрального горного массива  на транспортном средстве, которое и зарегистрировать по-нормальному нельзя. Основа от кровати, пара сидений да руль с аккумулятором…Поэтому-то самодельная машина прикидывается деревянным домиком со ставнями и геранью в кадках на окошке, чтобы не было проблем с полицией. Да и спать при такой конструкции есть где.

Приключения двух четырнадцатилетних, их разговоры, где  «ложная репрезентация» упоминается наравне с де Голлем и мастурбацией – это роуд-муви и роман воспитания в одном флаконе. Эти два паренька-аутсайдера  - будто откуда-то из 70-х: не умеют пользоваться gps-навигатором и доверяют бумажным картам,  боятся стоматологов и по-прежнему вместо постов в соцсетях рассказывают друг другу под покровом ночи  страшилки про золотую руку.  Они консервативны, и их умения  и взгляд на вещи, очевидно, близки режиссеру, который старательно доказывает зрителям, что у подростков есть еще тяга к приключениям, а дружба и первая любовь – святое. Гондри признается, что фильм во многом основан на его собственных детских воспоминаниях, поэтому картина получилась очень личной  – например, истеричная мать Микроба списана с его матери, а случай на выставке с единственным посетителем взят из творческой биографии режиссера. К тому же действие происходит в парижском пригороде – Версале, откуда родом сам Гондри, а  в качестве съемочной площадки выбран дом его бабушки и дедушки.  

Обходясь на этот раз без своих любимых штучек с работой реквизитора,  он пробует себя в каноническом жанре подросткового кино.  Только ленивый не сравнил «Микроба» с «400 ударов» Трюффо и «Нолем за поведение» Жана Виго. 

Когда-то в детстве у Гондри со школьными друзьями была мечта построить машину из всякого хлама с помойки, но, как бывает с детьми, не срослось.  Гондри-режиссеру  это удается - выбраться за пределы собственного городка, пуститься в большое плавание  самостоятельно, наплевав на запреты и собственный возраст – вот метафора домика на колесах. Так мечты и сбываются. 
 

 
1.jpg
 «Микроб и Бензин» создают впечатление абсолютно не сегодняшнего кино, например, айфон тут появляется только на 47 минуте 

«Первая треть фильма, до того, как [два главных героя, Тео и Даниэль] собирают машину и уезжают, очень точно повторяла то, что происходило со мной.  Когда я писал начало истории, я не знал, чем она закончится. Потом я видел сны, которые появились в результате моего анализа событий, произошедших в то время. Я начал записывать эти сны, они и составили остальную часть поездки. Вышло немного абстрактно, но весьма близко к моему сну. Мне хотелось снять абсолютно нормальный и реальный фильм, в котором персонажи создают вещи из снов. Мне хотелось чуть опуститься после „Пены дней“, поскольку там я немного задыхался».
Из интервью Мишеля Гондри
(Источник:  www.cinemotionlab.com)