| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

30.11.2016

Волшебный мертвяк Инди-Робинзон или как важно быть откровенным (кино)

Автор:  Гончарова Мария

«Человек-швейцарский нож» (2016, США)
Реж.: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт

Шутки про картину, где Гарри Поттер (Дэниел Рэдклиф) играет чудо-труп, выброшенный на берег океана, начались задолго до официального выхода в прокат. Тем интереснее было сравнить достаточно забавный и уместный трейлер с тем, что сумел навертеть в своем полнометражном дебюте дуэт клипмейкеров Дэна Квана и Дэниела Шайнерта, в титрах называющий себя просто «Дэниелами». Прибавьте к этому хайпу еще приз за режиссуру на «Санденсе» и милого Пола Дано с телячьими глазами в роли выжившего на острове (тут даже сцена с медведем есть).   

История любви и дружбы под аккомпанемент пердежа –  странная штука. Фильм про современного Робинзона, которому в качестве Пятницы достался живой многофункциональный труп, это немного больше чем «Уикенд у Берни» и «Изгой»,  параллели с которыми картине пытаются навязать. Это и бадди-муви, и фильм-дневник, и фильм-путешествие. Главного героя отец считает дебилом, симпатичная соседка в автобусе и глазом в его сторону не ведет,  сам он весь несчастный и одинокий оказывается на острове, где кроме как вешаться, больше и делать нечего. Но странная дружба с мертвым чуваком, очутившимся там же, пердящим, расспрашивающим о мастурбации и использующим свой пенис в качестве навигатора, спасает положение. 

1.jpg  
В качестве промоушна фильма по миру путешествует кукла-труп с лицом Дэниела Рэдклифа, у которой уже порядочно фолловеров в «Инстаграме» 

Натурализм картины, такой рукотворной в плане костюмов и декораций, порой зашкаливает, а шуточки о возможностях человеческого тела вызывают «брррр». Герой Дано пьет водичку изо рта захлебнувшегося мертвеца и пересекает океан силой кишечных газов, задницу Рэдклиффа подробно демонстрируют раз пять за полтора часа экранного времени – смотреть на все это, вообще-то, довольно противно. При этом низменное всегда идет рука об руку с самым возвышенным, на этом контрасте и строится вся картина. С одной стороны фу, эрекция крупным планом, с другой – принятие самого себя и борьба со стыдом. «Если люди скрывают от друзей свой пердеж, что еще они от них скрывают?» - вопрошает мертвец Мэнни. 

Пытаясь, по большому счету, добраться до цивилизации, герои все больше размышляют, что им там в этой цивилизации делать. Как преодолеть  одиночество и не бояться сделать первый шаг? Как наладить отношения с родителем и признаться в любви незнакомке? При этом все эти размышления с оглядкой на то, что смерть (маячит тут Рэдклифф)  – это все ж таки начало новой жизни. 

Задуманная как абсурдная безделица, трагикомедия про говорящий труп разделила киноманов на тех, кому картина нравится безумно и на тех, кто к дебюту Дэниелов как к безделице и относится. Несмотря на свою смелую подачу темы тут вечные – жизнь прекрасна, все мы смертны, не надо стесняться. 
Робинзону в 2016 году не обязательно приручать диких коз,  засеивать поле ячменем и мастерить себе зонтик. Робинзону в 2016 году достаточно обнаружить пакетик с сырными палочками, нарядиться в  женское платье и попытаться в качестве спасения найти место, где ловит телефон.  Желательно все это провернуть в компании мертвеца, который в любой момент может кукольно сложиться,  промямлить что-нибудь уголком рта и жить в твоей голове. 


 
2.jpg
«Швейцарский нож» со своей табуированной откровенностью находится вполне в тренде – скульптор Майк Буше на последней «Манифесте» сотворил скандальную инсталляцию из высушенных фекалий, таким образом, заполучив в соавторы всех жителей Цюриха, сходивших по большому. В «Швейцарском ноже» тема того, что в итоге все мы превратимся в какашки, соревнуется за лидерство с темой бесконечного выпускания газов. 


Руководство по использованию Перочинного человека (изначально в прокате фильм должен был пойти именно под этим названием)

3.png  4.png

5.png