| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

30.11.2016

Явь о сне (арт)

Автор:  Карасева Наталья


Dream Work.Vol.2 Музей сновидений Фрейда, Санкт-Петербург

В Музее сновидений Фрейда открылась выставка Dream Work. Vol. 2. с работами Павла Пепперштейна  группы “Внуки Сомнамбулы”. В группу входят молодые московские художники – Матвей Сегал, Виктор Закс и Влада Трубачева. Экспозиция практически полностью состоит из графики, до этого недавно показанной на других площадках. Однако экспериментальный подход и энтузиазм молодых авторов избавили проект от ощущения вторичности, а акцент на выставке был сделан на разнице между сновидением и его изображением. 

1.jpg  
Матвей Сегал. Графика.Фото автора

Немного предыстории. Осенью в петербургской галерее «Люда» Павел Пепперштейн и его молодые сподвижники открыли выставку «Речь во сне» - их первый совместный проект, представивший в графической интерпретации тему сновидческой реальности и жизни спящего. Зимой эта выставка отправились в респектабельную будапештскую галерею Ural Vision под названием «Работа со сновидениями». Обе экспозиции художники посвятили онейрическим состояниям, а их рисунки, каждый на свой лад, фиксировали на бумаге якобы явленные авторам во снах образы. Оттуда большинство работ перекочевало в Институт Психоанализа. 

Выставка заняла место рядом с основной экспозицией музея, посвященной одной из ключевых теоретических работ австрийского психоаналитика «Толкование сновидений». В продолговатом белом коридоре рядом с книжными полками, уставленными сочинениями Фрейда и Лакана, расположились черно-белые работы. Сначала большие листы Сегала, иллюстрирующие фрейдовскую идею о свободном сочетании совершенно разных деталей в одном сновидении. Дальше - открыточные комиксы Пепперштейна о том, как себя ведут сомнамбулы, передвигающиеся и бормочущие во сне. Затем – умиротворяющие картинки Трубачевой с безмятежными горами и водной гладью. Напротив – околосюрреалистические и пугающие опусы Закса. В общем, образные слепки с различных сновидческих ситуаций. Но все это уже можно было видеть раньше.

Новые работы, сделанные Матвеем Сегалом, показаны в темном зале, рядом с историческими фотографиями Фрейда и обложками первых изданий его трактата. Эта часть выставки, пожалуй, самая живая и интригующая. Увлеченные темой, художник и куратор Александра Карпова решили провести фантазийный сеанс связи между Петербургом и Москвой. Кстати, их другой совместный перформанс был частью будапештской экспозиции – его видеодокументацию можно увидеть на нынешней выставке. Тогда они, заночевав в галерее, на утро делились всем, что явилось им во сне, и этот поток образов Матвей зафиксировал в акварели «Стакан молока». На этот раз акция растянулась на двадцать дней. Каждый вечер Саша шла к местам силы в Петербурге – Атлантам, сфинксам или Чижику-Пыжику и оставляла там записки с вопросами вроде «Кому на Руси жить хорошо?» или «А что это за девочка и где она живет?». Матвей в Москве засыпал с мыслью о записке, не зная её содержания, а на утро зарисовывал вероятный ответ на заданный вопрос. Многосложная и мистическая «почтовая» операция вылилась в двадцать рисунков, изображающих совершенно разные вещи – от космических пустот до вздремнувшего Посейдона, от страшных людских физиономий в стеклянном пузыре до лошади, изображенной снизу. 

При этом главным героем выставки оказывается юный Сегал, а вовсе не всепризнанный Пепперштейн. Во-многом, благодаря усилиям и кураторской вере Саши Карповой: «У Матвея филологическое обрзование, и он нигде не учился на художника, у него просто талант к графике. И мне нравится его раскрывать» - говорит она. По сути их совместная работа – это манифестация рождения нового поколения художников и кураторов, которые, да, признают авторитеты, но подходят к работе над давно известной в искусстве теме с новыми силами. 

2.jpg  
Матвей Сегал. Саша Карпова, документация акции. Без названия. Графика, фото. Фото автора

Лишись Dream Work этой акции, отсылающей к играм художников-сюрреалистов, она бы осталась выставкой хорошей графики удачно вписанной в контекст музея сновидений. Но именно опыт этой игры дает понять, что на самом деле, увлеченность онейрической тематикой - лишь повод для воплощения на бумаге всех этих фантазийных образов. Вместе со снимками Саши Карповой, закладывающей свои послания, серия напоминает, что сновидения едва ли можно контролировать. Это – слепая зона, где происходят самые немыслимые трансформации образов, первоисточником которых остается дейстивтельности. Да и уловить непосредственно сон также невозможно – на поверхности реальности он отпечатывается силами бодрствующего сознания художника. Нам никогда не увидеть сон наяву. 

Дополнительный материал:

«Толкование сновидения» - монография Зигмунда Фрейда, посвященная интерпретации сновидений как элемента жизни бессознательного. Первое издание книги вышло в 1900 году. В качестве примеров Фрейд использовал сновидения, рассказанные своими пациентами и свои собственные. Все рассказанные детали он трактовал исходя из причин их вхождения в зону бессознательного из событий реальной жизни. Основная идея теории Фрейда сводится к тому, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания человека. Музей сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге был открыт в 1999 году к столетию с момента выхода книги. Экспозиция музея посвящена как истории самой работы и связанных с ней более поздних моногорафий исследователя, так и сновидениям как самобытному миру образов. 


События программы


События 1 - 31 из 31
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец По стр.

Новые рецензии

30.11.2016
А-Астрид (кино)

30.11.2016
Волшебный мертвяк Инди-Робинзон или как важно быть откровенным (кино)

30.11.2016
Очумелые ручки (кино)