| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

30.11.2016

Громкие громкие имена (арт)

Автор:  Карасева Наталья


Выставка «Современные русские художники – участники Венецианской биеннале», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург


1.jpg  
Ирина Нахова, 2015

После масштабной почти трехлетней реконструкции Центральный выставочный зал «Манеж» открылся для посетителей выставкой «Современные русские художники – участники Венецианской биеннале». Премьерная групповая экспозиция в обновленном пространстве под крылом нового нехудожественного руководства, в которое был призван бизнесмен Павел Пригара, намекает на то, какие проекты нам предстоит видеть здесь в дальнейшем. 

Внутреннее пространство «Манежа» избавилось от изобилия старорежимного советского мрамора и бесконечных лабиринтов перегородок. Деревянная мебель соседствует с легкими гофрокартонными перегородками, подчеркивая, что пространство существует для искусства, а не искусство для пространства. К тому же здесь еще и много новых металлических конструкций. В общем, внутри это лофт, а снаружи все тот же классицизм Джакомо Кваренги. Очевидно, интерьерное переиначивание на современный лад – необходимый ход по смысловому перерождению «Манежа». Иначе от старорежимного душка выставок-продаж и ежегодных отчетных экспозиций петербургских художников было не избавиться. 

Новая выставка расположилась на двух этажах, равномерно и весьма традиционно растянувшись по стенам и мобильным перегородкам, а чуть углубленный вниз центр первого этажа заняла монументальная видеоинсталляция группы AES+F (Inverso Mundus, 2015). В остальном медиа представленных работ конвенциональны – живопись, скульптура и графика, пара объектов и инсталляций. 

Упомянув важных московских видеохудожников, невозможно не сказать о звездном составе участников, представленных их знаковыми произведениями. Кажется, здесь все: от Ильи Кабакова до Ирины Наховой, от Тимура Новикова до Влада Мамышева-Монро, от Гриши Брускина до Эрика Булатова, от Константина Звездочетова до Гоши Острецова. Представлявшие в разные годы Россию и СССР на Венецианской биеннале – в основном проекте, в национальном павильоне или на выставках параллельной программы, эти художники сегодня уже не вымпелы актуальности, а живые (к сожалению, не все) классики отечественного искусства. Экспозиция в «Манеже» в очередной раз плотно закрепляет их в этом статусе и напоминает то ли наскоро сверстанный музей, то ли учебник по совриску. 

Есть ощущение, что от старого «Манежа» сюда по наследству перекочевало идолопоклонничество. Любовь к имевшим здесь персональные выставки Зурабу Церетели и Илье Глазунову приняла благовидный облик, замаскировавшись прогрессивной типографикой и угождая посетителям креслами напротив работ для длительного и расслабленного созерцания. Вдумчивому зрителю, конечно, открывается тематическое устройство выставки – на первом этаже работы посвящены переосмыслению классического европейского наследия, на втором – культурной и психологической травматизации советского человека. Но держат их вместе отнюдь не идейный унисон, а институциональная общность: прошедшие жерло музеев, частных коллекций, фондов, галерей, каталогов и монографий этим художникам не остается ничего, кроме группового показа под знаменами еще одной огромной международной институции – Венецианской биеннале.

Впрочем для тех, кто не бывал в Джардини и Арсенале выставка «Современные русские художники – участники Венецианской биеннале» - повод узнать или вспомнить, кто считается главными отечественными художниками по мнению биеннальных комиссаров – бывших и нынешних. Куратор манежной выставки – Семен Михайловский – ректора Академии Художеств, на наших глазах превращаюшийся в медийную персону и функционера от искусства. Он будет отвечать за содержание щусевского павильона на художественном смотре уже в 2017-ом году. Сюрпризы – вряд ли про него, как и не про выставочную стратегию «Манежа», емко сформулированную в фирменном буклете: «Манеж становится одной из самых востребованных площадок для демонстрации выставок мирового уровня». Ясно, что здесь еще не скоро покажут молодых, региональных и маргинальных. Громкие имена, заверенные визой истеблишмента, – наверное, то немногое, что позволяет спускать госбюджет на «современное» искусство. Поэтому от «Манежа» остается ожидать выставки признанных российских и западных авторов, о произведениях которых теперь говорят меньше, чем об их персонах. 


Семен Михайловский (р. 1961) – нынешний комиссар российского павильона на Венецианской биеннале, ответственный за проекты арт и архитектурной биеннале до 2021 года. Также Михайловский занимает пост ректора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Участники художественного смотра в 2017 году пока не объявлены. На архитектурной биеннале в этом году Россия представила проект «ВДНХ – городской феномен», освещающий исторический путь комплекса – от сталинской эстетики до его будущего использования в современных реалиях.