| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

21.11.2016

Хрупкие светотени (арт)

Автор:  Карасева Наталья


Выставка «Сумерки, как время суток», пространство «0+», Санкт-Петербург


В пространстве «0+» открылась выставка Сергея Денисова «Сумерки, как время суток». Инсталляция петербургского художника, занявшая полуподвальное помещение в Кузнечном переулке, оказалась очередным шагом в развитии разрабатываемой художником темы консервации хрупких объектов. Тонкие свето-теневые игры едва ли сообщают нам что-то новое об авторе, но сделаны они с таким трепетом и вдумчивостью, что наблюдать и вглядываться в них можно часами. В итоге выставка оказалась настолько завораживающий, что о смущении от настойчивого возвращения к испытанным темам Денисова речи и быть не может. 

1.jpg   
Выставка «Сумерки, как время суток», общий вид. Фото: Сергей Югов

Все денисовские объекты находятся под потолком – на стенах по периметру двух небольших залов или подвешены непосредственно к лампочкам, спускающимся сверху. Кроме своих излюбленных материалов – пластика и слюды, Денисов использует деревянные коряги. Гладкие, отшлифованные водой, и высушенные, они стали основой для его прозрачных пластиковых вырезок. К «ножкам» деревянных каракатиц тонкими проволочками прикреплены вырезанные из прозрачного пластика силуэты, перерисованные из старых анатомических атласов. Изображения глазных яблок соседствуют со схематичным строением гортани, клещи с цветком в разрезе, маленькие кисти человеческих рук с эмбрионом в материнском утробе. Десятки мелких деталей этих коллажей отбрасывают сотни теней на белую стену, сбивая с толку в попытках уловить ясное очертание каждого из объектов. Кинетические подвески над головой, с балансирующими слюдяными пластинами, мхом и иссушенными колючками, создают схожий эффект неясности. Суетящиеся где-то наверху тени и их источники напоминают слетающуюся на свет дачной лампы мошкару. Вокруг и звуки мерещатся болотные - квакаюшие и потрескивающие.  

2.jpg   
Выставка «Сумерки, как время суток», кинетический объект под потолком. Фото: Сергей Югов

Эта мистические оттенки не покидают творчество Сергея Денисова уже двадцать лет: в середине 1990-х он начал включать в свои коллажи крылья насекомых и пустые оболочки от личинок стрекоз, страницы из ветхих фотоальбомов и засохшие лепестки, реликварии с мумиями лягушек и комаров. Цель этих странных опытов – застигнуть вещи на грани распада и исчезновения и зафиксировать их в этом пограничном состоянии. В этой неопределенности и кроется таинственность понятий вечности и скоротечности. Цель поразмышлять о них художник преследует и сегодня, добавив ко всему вышеперечисленному субстанцию света. Полутона, тени, поблескивания, мерцания и прозрачность отдаляют нас от возможности схватить объекты в их цельном состоянии. Отсутствие сюжета и повествования сгущает это ощущение таинственного непостоянства. В такой ситуации зрителю остается одно удовольствие - разглядывать долго и без намерения останавливаться тонкие перерисовки Денисова со старинных гравюр. 
 
3.jpg
Выставка «Сумерки, как время суток», фрагмент инсталляции. Фото: Яков Кальменс

За прошедший год Сергей Денисов сделал сразу несколько инсталляций, в которых главным материалом был прозрачный пластик. «Девочка в костюме розы на ходулях» в Музее сновидений Зигмунда Фрейда, «Цветные фигуры» в лаборадории «Интимное место» и «Кто-нибудь вдруг проснется, кому всё это грезится, – и всё вдруг исчезнет» в Библиотеке книжной графики – Денисов упорно создает мрачные коллажи и ассамбляжи в духе дадаиста Курса Швиттерса. Два первых проекта практически игнорируют объем и возможности прозрачного материала создавать богатый светотеневой рисунок, третий – исчерпывает это свойство до максимума. Последнюю его выставку в «0+» нельзя назвать самой удачной, скорее еще одной. Но именно в ней интенсивность теней доведена до идеала – они создают искомый флер неуловимости, но не затмевают тонкую линеарность всех элементов. Кажется, баланс найден и это стоит увидеть!

Дополнительная информация:

Если попытаться сравнить коллажи Денисова с примерами из истории искусств, то ассоциации возникают, прежде всего, с мерц-коллажами Курта Швиттерса и кинетическими объектами Александра Кольдера. На первого Денисов похож своей мрачностью: манипуляции немецкого дадаиста с человеческими фигурами – например, вырезанные глаза и искаженные пропорции тел, напоминают денисовский сюжетный ряд. От Кольдера ему досталась тяга к неясности форм и их подвижности. Как и американский скульптор, Денисов затевает игру баланса и гравитации.