| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

21.11.2016

Семейный наив (арт)

Автор:  Карасева Наталья


Наталья Карасева, выставка «Музей гигиены» в пространстве «0+», Санкт-Петербург

В новом пространстве «0+» открылась выставка «Музей гигиены» отца и дочери - Александра и Александры Цикаришвили. Папа, один из основателей художественной группировки «Север-7», представил работы десятилетней дочери как собственную арт-практику. Выставка, конечно, вышла не про детское творчество, и не про отеческие сантименты, а про порой наивную природу  искусства и про скрытый абсурд повседневности. 

«0+» расположилось в полуподвальном помещении в Кузнечном переулке. Раньше здесь находился детский магазин, а в мае его переделали в творческое пространство, в первую очередь, для детей. После официального взрослого вернисажа, состоялось и детское открытие «Музея гигиены», где выставка служила лишь фоном для общего веселья. Юная Саша не очень помнит эти работы – всё, показанное здесь, она делала совсем ребенком. Отец специально сохранил её рисунки, поделки, игрушки и другие мелочи: «Я задумал сделать выставку, как только мы стали с ней рисовать, лет 8 назад», рассказывает художник. 

1.jpg   
Работа Александры Цикаришвили. Фото: Яков Кальменс

Название экспозиции – «Музей гигиены», будто бы намекает, что внутри мы увидим много паталогического и странного. Возникают ассоциации с внутренними органами человека, которые можно рассмотреть только в музее-кунсткамере, где они вызывают одновременно любопытство и неприятие. На деле внутри, и правда, много нетипичного, простого, визуально напоминающего арт-брют или аутсайдер-арт. В двух небольших залах бесконечным потоком на стенах развешены Сашины гуашево-карандашные каракули и небрежно залитые красками фанерные полочки. На них разномасштабные резиновые игрушки и пластиковые статуэтки из «Киндер сюрпризов» составлены в нелепые композиции: лошади пасутся рядом с роботом и Шапокляк, крупная лягушка показывает язык крошечному тукану, а огромные нарисованные глаза смотрят на схематичные звезды, выведенные фломастерной ломанной линией. Пластиковая лисица и пушистая цыплячья голова и вовсе будто падают вниз, цепляясь за крошечные выступы из стены. 
 
2.jpg
Скульптуры Александра Цикаришвили. Фото: Яков Кальменс

Среди детского встречаются и фигурки Цикаришвили-старшего. Хотя они столь же примитивны, из общего потока их выделяет мрачная «недетсткость». Цикаришвили, который обычно создает скульптуры и картины из земли, или взаимодействует с земельной субстанцией в своих перформансах, кое-где поместил вылепленные из пластилина черно-коричневые этнические маски, увешенных черепами бурых медведей и сероватых скелетов, склеенных их мелких косточек. 

3.jpg   
Вид экспозиции. Работы Александры и Александра Цикаришвили. Фото автора.

Все эти застывшие в пространстве звери и фантазийные герои напоминают абсурдный перформанс из тех, что обычно делает «Север-7». Их персонажи не ищут взаимодействия и действуют самостоятельно: Нестор Энгельке притворяется бревном, а Олег Хмелев, с головой медведя, жарит шашлык из мягких игрушек на мангале с мигающими гирляндами вместо огня. Так было на их трехдневном перформансе «В присутствии художника» (2015). Инсталляция в «0+» составлена по этим же канонам абсурда, который творится с полной серьезностью. 

Если говорить о распределении ролей в этом дуэте Цикаришвили, то Александра – наивист из народа. Александр – одновременно и куратор - он собрал работы и придумал, как их экспонировать, и художник, создавший инсталляцию на знакомую для себя тему - низового и неискусного. И в этом плане, «Музей гигиены», как художественный проект отца, удался.

Дополнительная информация:
Термины «ар брют» и «искусство аутсайдеров» синонимичны, первая версия имеет французское происхождение, вторая – анлоязычное. Оба термина обозначают искусстсво, созданное непрофессионалами. Если изначально они относились исключительно к маргиналам – душевнобольным, инвалидам или заключенным, то теперь их используют по отношению ко всем авторам, которые создают свои произведения вне системы институций, иными словами – самоучки, которые не стремятся выставить свое искусство и тем более продать. Термин «наивное искусство» относится же к тем художникам, кто сознательно подражает простой манере и осознает себя частью арт-сообщества.