| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

19.10.2016

Музей зыбкости (арт)

Автор:  Карасева Наталья


Выставка «Не живопись», галерея «Люда», Санкт-Петербург

В петербургской галерее «Люда» Александр Теребенин показал проект «Не живопись». Искусство найденного объекта кажется таким логичным для петербургского контекста, в котором исторические слои то и дело пробиваются на поверхность – в виде интерьеров старых особняков или советских артефактов на Удельном блошином рынке. С другой стороны, реди-мейдами не занимался в последнее время практически никто, за исключением, разве что, Вадима Войнова, который собирал предметы из прошлого в многочисленные коллажи. Александр Теребенин представил собственный проект «городской археологии», создав из скарба рассказ о скоротечности жизни.

 1.jpg 
«Нумерология», Александр Теребенин, фото http://obtaz.com/luda_gallery_terebenin_01.htm

Александр Теребенин – художник без профессионального прошлого, обратившийся к собственным художественным практикам уже в зрелом возрасте. Его интерес к фактурам атрибутов урбанистического упадка впервые проявился в проекте «Конверсия»: в 2012 году он предложил своим петербургским друзьям-коллегам задействовать хлам в здании неподалеку от Мариинского театра. Владимир Козин, Игорь Панин и другие создали свои работы из того, что они нашли внутри комнат офицерского училища. С еще большим масштабом Теребенин реализовал свою идею взаимодействия со следами ушедшей советской эпохи в пустынном конструкторском бюро на Васильевском острове в 2014-м. Для двух выставочных проектов «Сигнал» несколько десятков петербургских художников, обычно не работающих с реди-мейдами, довольно успешно преобразовали внутренние кабинеты бюро в собственные инсталляции. В ход шли все подножные находки: шкафчики для картотеки, старые плафоны, письменные столы и еще много чего другого. 

Выставка в «Люде» - следующий шаг Теребенина по структурированию многослойной массы городского утиля. Материалы для своей экспозиции, представленной в помещении бывшего гаража, он собирал последние пятнадцать лет. Протяженная одержимость заставила художника, и в каком-то смысле коллекционера, привезти в галерею действительно много старья, и потом, отсекая лишнее, оставить выверенную композицию, составленную из хрупких пришельцев из прошлого.

В итоге экспозиционное решение выставки оказалась очень легким: сразу со входа видна светящаяся своей белизной композиция из старых фаянсовых химических мензурок. Равномерно расставленные на круглой платформе, в середине они оказываются битыми, образуя собой полосу. Состоящая из нескольких сотен сосудов, инсталляция навевает мысли о зыбкости жизни как таковой: все будто бы стойко, но раз – и, внезапно, руины. 

2.jpg

Описание работы «Лики», Александр Теребенин, http://obtaz.com/luda_gallery_terebenin_01.htm

На решающую силу момента намекают и работы по периметру галереи. Например, пять обрамленных фотографий из серии «Уставшие незнакомцы» - «чудом уцелевшие фотографические портреты находившихся несколько лет в затопленном подвальном помещении бывших казарм». Еще бы пара недель, а может и  дней – и лица на фотографиях стали бы совсем неразличимы. Кстати, авторские пояснения с провенансом найденных предметов, использованных для создания всех композиций, сделаны карандашом, который будет покрыт белилам вскоре после завершения выставки. Стиранию прошлого посвящена и композиция «Нумерология» - сетка их служебных табличек трамвайных маршрутов, которые Теребенин нашёл в одном уже не функционирующем депо. Верхняя цифра - номер маршрута, нижняя  - номер рейса: 59/1, 10/2, 16/9 – маршруты, наверняка оставшиеся в памяти сотней пассажиров и ныне существующие исключительно в пространстве зрительских воспоминаний. 

Выставка Теребенина – музей прекративших свое существование обстоятельств. Художник действует подобно спасателю, сохраняя от забвения предметы, обретающие статус мусора. Он, или его коллеги – например, график Юрий Штапаков, принес Теребенину деревянные щитки из-под электросчетчиков для работы «Лики», выхватывают из вот-вот исчезнувшего окружения отжившие свое предметы. На выставке эти артефакты рассказывают новую историю о хрупкости человеческой памяти, неустойчивости привычного течения жизни и фатальности момента. 

Дополнительная информация: 

Следить за городской археологией Александра Теребенина лучше всего, подисавшись на его страницу в фейсбуке - https://www.facebook.com/sashaterebenin. Художник регулярно выкладывает там собственные снимки занимательных фактур из урбанистического окружения. Наверняка, каждый хотя бы обращал внимание на красоту обтрескавшейся штукатурки или геометрию заколоченных окон старого дома, а то и тянулся за фотоаппаратом для снимка. Теребенин запечатлевает эти сюжеты так часто, что, в итоге, претендует на статус хранителя этих одновременно существующих и никому ненужных утилитарных отходов.