| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2016

Линии контроля (арт)

Автор:  Карасева Наталья


Выставка Аси Маракулиной «Мы. Конспект. Рисование» в Библиотеке книжной графики, Санкт-Петербург. 

В выставочном зале Библиотеки книжной графики открылась выставка Аси Маракулиной «Мы. Конспект. Рисование». Художница представила свой дипломный проект, посвященный антиутопии Евгения Замятина «Мы». Наряду с иллюстрациями к роману, Маракулина показывает серию «Перфографика», над которой она работала параллельно. 

1.jpg
Фото автора.

Первый зал полностью отдан иллюстрациям к роману. Ученическая задача предопределила выбор нарративной антиутопии.  «Мы» - дневник некоего нумера Д-503 – жителя Единого Государства. Государством правит «единогласно» избираемый Благодетель, а вместе с ним – рационализм и всепроникающие идеи основоположника научной организации труда Уинслоу Тэйлора. К сюжету книги Ася относится как к данности. Она, как подобает хорошему иллюстратору, старательно и самобытно переводит на язык рисунка весь словарь писателя, не игнорируя ни одного авторского образа: от розовой талонной книжки на «сексуальные часы» до «Древнего дома» - сохраненной в первозданном виде квартиры XX века.

2.jpg
 Фото автора.

Порядок графических листов на выставке отражает хронологию художественного процесса. От первых зарисовок на клочках бумаги с наспех записанными простым карандашом цепляющими строками из романа: «Мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное небо», до небольших цветных эскизов по всему сюжету книги. Каждый иллюстрация размером с открытку связана с поворотами сюжета в романе: с процедурой избрания Благодетеля, с операцией по уничтожению фантазии или с попаданием главного героя за Зеленую Стену. Финальный этап университетского опус магнума - это тринадцать планшетов – своеобразная выжимка из сюжета, максимально плотно суммирующая все образы и смыслы, которые художник разработала на подготовительных этапах. В итоге – каждая линия и графический элемент – это абзац книги, а отдельный лист занимает минуты рассматривания.

3.jpg
Фото автора.

Если кропотливые иллюстрации к «Мы» своей схожестью с микросхемами звучат отголосками рационализаторской темы Замятина, то серия «Перфографика» в соседнем зале сперва кажется творческим отдохновением мечтательной Аси во времена преддипломной потерянности. В небольшие лайтбоксы по периметру комнаты и на окна помещены белоснежные листы. Через прорези в них проникает свет, подсвечивающий белизну бумаги. На одну из стен спроецирована анимация – те же бумажные схемы-прорези в движении напоминают отрывистые перемещения обесцвеченных добела облаков – излюбленный сюжет Маракулиной. 

Хотелось бы думать, что слепящие глаза перфорации – чистая абстракция, глоток воздуха между усердно вычерченными линиями в первом зале. Но линии, высеченные с не меньшим усердием, передают в зашифрованном виде точную информацию о том, что происходит с небом и землей с высоты аэрополета. Небесно-земной ландшафт оказывается под контролем художника. 

В иллюстрациях к Замятину неподатливые людские массы контролирует тиран Благодетель. В «Перфографике» свое жесткое деспотичное повествование ведет сама Ася. Тема тотальной власти и упорядоченности жизни – связующее вещество двух залов с превосходной графикой, язык которой звучит как язык самого Замятина: «Я надеюсь — мы победим. Больше: я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить».


Дополнительный материал:
www.clouded-education.tumblr.com

Ася Маракулина давно интересуется темой облаков и ведет продолжающийся в настоящее время проект Clouded Education. Это – фотографии, зарисовки и словесные описания перемещения облаков. Асю интересует динамика перемещений, облачная картина с одной точки обзора в разные дни, фактура облаков, их плотность, величина и высота. Форма проекта – дневник с датами, существующий в виде бумажнго блокнота и интеренет-блога.