| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

17.10.2016

Коллективное маргинальное (арт)

Автор:  Карасева Наталья


Выставка «Преимущества пауков», галерея «Люда», Санкт-Петербург, 23 мая

Совместная экспозиция Петра Швецова и Кати Грановой «Преимущества пауков» открылась всего на один день. Куратор пространства Петр Белый вместо традиционных для этой площадки локально-укорененного искусства регионов показал работы Швецова и Грановой, отвечающие на общемировой интерес к исследованию маргинальных зон искусства.

1.jpg

Объект Петра Швецова. Фото автора.

Знакомство художников произошло, когда Катя позировала Петру для набросков. Идея сделать выставку появилась позже, после того, как в диалогах оба поняли, что работают со смежными темами. Этих авторов, относящихся к разным поколениям петербургского искусства, объединяет интерес к миру подсознательного в его разных аспектах: страхи, сексуальность и его связь с первобытностью. 

С одной стороны - Швецов. Запаивающий татуированную кожу в формалин и хранящий у себя в мастерской чучела птиц и диких зверей, он давно присвоил себе тему жутковатой животной телесности. В «Люде» он представил свои скульптурные формы – сухие, слизкие, шершавые, пушистые, хрупкие… Фактуры его объектов складываются из сочетания разных материалов – воск и волосы, мех и шелуха, иссохшие бананы и полупрозрачная горная порода. Отвратительные на вид сочетания, напоминающие то рудименты половых органов, то мумифицированные конечности, отторгают своим кунсткамерным обликом. Однако притрагиваться к этим ассамбляжам боязно по другой причине: композиции очень похожи на неприкосновенные предметы культа, в которых каждый элемент полон сакральных значений и поэтому неслучаен. 

2.jpg
Объект Петра Швецова. Фото автора. 


С другой стороны – Катя Гранова – молодая художница, пришедшая на поле искусства из психологии, работавшая в хосписе и не понаслышке знакомая с переходом из живого состояние в неживое. В противовес Швецову она не взывает к импульсам подсознания, а зная всю логику процессов, изображает их. На стенах галереи развешены два десятка её фотограмм. Абстракции на светочувствительной бумаге напоминают искаженный рентген, когда четкие абрисы скелета хаотично «плывут». Это одновременно и медицинский снимок, и рисунок душевнобольного, произвольно водящего белым карандашом по черной бумаге. С одной стороны эти изображения отсылают к обыденным представлениям о психических расстройствах, с другой – плавностью линий могут ввести наблюдателя в состояние транса.

3.jpg
Катя Гранова. Фото автора.

Выставка «Преимущества пауков» - элемент глобального тренда на маргинальное искусство – искусство неевропейское, архаическое, периферийное. Работы Швецова имитируют то, что можно найти в запасниках Этнографического музея или Кунсткамеры, работы Грановой похожи на бессмысленные повторяющиеся рисунки художников-аутсайдеров. Их можно было бы представить включенными в экспозицию «Маги земли», впервые проявившую интерес к искусству Африки, Австралии и Океании, или в выставочное пространство 55-й Венецианской биеннале, когда на ряду со звездами мировой арт-сцены были показаны непрофессиональные художники. Несмотря на то, что перед нами искусство, выглядящее актуально, его нельзя назвать конъектурным: каждый из двух авторов следует собственным формальным и тематическим линиям, на свой лад исследующих тему подсознательного. Они не дублируют друг друга, а дополняют, вызывая у зрителя множество физиологических и культурных ассоциаций – от целой гаммы тактильных ощущений до фрейдистских мотивов страхов и табу.

Дополнительный материал:

Выставка «Маги земли» была организована куратором Жаном-Юбером Мартеном в 1989 году в Центре Жоржа Помпиду. Эта экспозиция – пионер постколониальной критики в сфере изобразительно искусства. Мартен смешал в равных пропорциях работы известных  европейских и американских авторов – Он Кавара, Ансельм Киефер и др., с безымянными произведениями неизвестных авторов из Африки, Азии, Южной Америки и Океании. Этот жест – стирание западных мерок по отношению к мировому искусству, имел своих сторонников и оппонентов. Однако это не помешало «Магам земли» породить волну интереса к незападному искусству, которая не угасает спустя 25 лет после выставки.