| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

24.06.2016

Другой Индиана (арт)

Автор:  Карасева Наталья


Выставка «Роберт Индиана. К 50-летию LOVE» в Мраморном дворце

В Русском музее открылась выставка Роберта Индианы – ключевой фигуры в американском искусстве 1960-70-х годов. Индиану могла бы постигнуть участь остаться художником одного шедевра, но выставка в Мраморном дворце проливает свет на менее известный словарь его искусства.

Карасева 4.jpg
Студия художника в Кунтис-Слип, 1960

Даже если имя этого поп-артиста вам не знакомо, то четыре вписанные в квадрат заветные буквы LOVE исполненные шрифтом Times New Roman вы видели наверняка. Именно 50-летие с момента создания этой скульптуры стало формальным поводом к выставке. Статус намоленного и растиражированного объекта искусства был предписан ярко-красной композиции с того момента, как в 1964 году она появилась на рождественской открытке Музея современного искусства в Нью-Йорке. Сложно сказать каков был её тираж тогда, но в 1973 году попав на почтовую марку, три миллиона изображений этого слова-знака в буквальном смысле разлетелись по миру. 

Другая ипостась LOVE, пожалуй, самая каноническая – скульптурная. Объемные стальные буквы в разное время устанавливали в городах от Нью-Йорка до Бангкога, при том не только на оригинальном английском. Чистый красный цвет и легко читаемое начертание ясного вербального послания – без этого популярность скульптуры в публичном пространстве вряд ли бы достигла таких масштабов.

Карасева 5.jpg

Две скульптуры на выставке – одомашненные, чуть выше человеческого роста, их расположили внутри музея, а не на улице. Первая – многосложная композиция, встречает зрителя прямо за входными дверями – у парадной лестницы. Её инородность очевидна – буквы сливаются с потоком визуального шума окружающих рекламных анонсов и постеров. Парадоксально, но именно из этого потока пятьдесят лет назад Индиана и выцепил броское слово-образ. Напичканый визуально броской рекламой Нью-Йорк стал благоприятной средой для художников поп-арта: Энди Уорхол обожествил всем доступный суп Сampbell, Джаспер Джонс канонизировал американский флаг, а Индиана возвел «Любовь» в ранг народного достояния. 

Карасева 6.jpg

Вторая, классическая LOVE расположилась внутри экспозиции: дворцовые залы явно сдавливают её. Кроме того, в контексте других работ её отъявленная поп-артисткая природа кажется неуместной. Живопись и графика Роберта Индианы выдает в нем мифотворца и увлеченного наблюдателя, по случайности заброшенного в век консюмеризма. «Шестой штат» (1959) – шесть золотистых маслянных кружков написанных на деревянной основе – вот настоящий Индиана. Действуя в духе дадаистов, он слонялся по заброшенным ангарам портового района Кунтис-Слип на Манхеттене в поиске материалов для своих ассамбляжей. На скульптуры из найденных объектов он наносил краской точно такие же круги. И по хорошему, на месте LOVE должны быть именно эти сложносочиненные колонны, которые напоминали самому художнику дорожные столбы Древнего Рима. 

Попутно в своих прогулках Индиана разглядывал старые афиши и плакаты - именно их визуальный язык стал основой серии изображений цифр. “9”, “0”, “4”, “3” (1968), исполненные в разных техниках, расположились в одном из залов. Это не отрешенные даты Он Кавары, а настоящая культурная археология, смесь визуальной бдительности и любви к нумерологической и цветовой символике. 

При пристальном всматривании отобранные работы дают понять, что поп-арт это не карикатурная броскость образов, а чуткая художественная реакция на окружающую дейстивельность. Приоткрыть поэтику этого направлении Русскому музею удалось на выставке «Энди Уорхол. Художник современности» (2005-2006), и в нескольких экспозициях Музея Людвига. В первой поп-артистские объекты Уорхола были снабжены контекстом из его визуальных поисков, во второй – работы Раушенберга, Розенквиста и многих других вписаны в историю искусства всего XX века.

Ёмкое и однозначное LOVE соотносится с не самыми известными работами художника точно также, как его нью-йоркская жизнь и нынешнее удаленное пристанище на острове Виналхэвен в штате Мэн. Скульптура LOVE –  только громкий повод посетить выставку в Мраморном дворце. За ней необходимо разглядеть другого, спокойного и глубокого Индиану, отрешенного от грубой образности поп-арта и погруженного в собственные графические штудии и смысловые поиски.


Дополнительные материалы:

Пять работ Роберта Индианы, которых не достает на выставке в Русском Музее:

1. Love. 1964. Бумага, цветной карандаш, 42.2 X 42.2 см
Карасева 7.jpg
 
2. The Ginkgo Ai White White, 2006. Холст, масло, 45.7 x 27.9 см
Карасева 8.jpg
 
3. The  American Dream, 1992. Гипс, дерево, чугунные колеса, 213.3 x 90 x 30 см
Карасева 9.jpg
 
4. Slip, 1961. Дерево, масло, гипс, чугунные колеса, 114.3 x 33 x 27.9 см
Карасева 10.jpg
 
5. «Сова», 1960. Метал, дерево, гипс, 37.5 x 17.8 x 17.8 см
Карасева 11.jpg