| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

24.06.2016

Внимание, наука (арт)

Автор:  Тараненко Екатерина


Выставка Натальи Тихоновой «Время распада метастабильных состояний»
Санкт-Петербург, «Интимное место» (ул. Шпалерная 3-26), 11 - 15 апреля 2016


Первая персональная выставка Натальи Тихоновой не демонстрирует творческую биографию через ряд старых работ, вместо этого в квартире-галерее «Интимное место» выставлена лаконичная инсталляция, состоящая из трех медиумов и раскрывающая идею распада метастабильных состояний.

«В работе изучается  поведение системы  при переходе из состояния равновесия под воздействием шума в модели броуновского движения», говорится во введении к диплому художницы. Тридцатистраничный текст выпускной работы, защищенной на кафедре бионики и статистической физики – первый медиум на выставке – лежит на прямоугольном металлическом каркасе-постаменте. Второй медиум – видео, заставшее художницу в плацкарте. На телевизоре (тоже поставленном на отдельный металлический постамент) запущена запись, где Наталья доступно объясняет теорию: «Есть нестабильные, стабильные и метастабильные состояния», «Есть какая-то горка, на горке есть частица…». На примере горки и частицы-шарика, она показывает, что в нестабильном состоянии последний скатится сразу, в стабильном – только с усилием со стороны, а в метастабильном он временно устойчив, но сдвинется от воздействия. Фоном рассказу служит ритмичный шум вагона и смазанный пейзаж за окном. Фоном первым двум объектам - третий, поставленный на уровне глаз и напоминающий абстрактную архитектурную модель из впадающих и выдающихся плоскостей, только вместо картона – керамика; это иллюстрация той самой горки, вид сверху. Перед ней протянута металлическая нить с нанизанным на нее подвижным шариком, который бросает на плоскости тень, как бы наглядно демонстрируя моменты распада того или иного состояния.

Тараненко 1.jpg  
Наталья Тихонова и на открытие выставки в «Интимном месте»

Вместо сопроводительного текста к выставке – вступительное слово на странице события в фейсбуке, где говорится, что инсталляцией «представлены результаты исследования, однако объект исследования утрачен, так что зрителю остается выбрать самостоятельно, идет ли речь о физическом, математическом, политическом или социальном процессе». Результат исследования – это вывод художницы, описанный в заключении диплома, доказательство, что «время жизни метастабильного состояния может значительно увеличиться под воздействием внешнего шума», вопреки мнению, что от шума оно только распадается. Научный вывод предлагается воспринимать, как метафору возможности сопротивляться давлению – власти, системы, авторитета, парадигмы – и длить свое существование. Но тот же алгоритм выдает и обратную интерпретацию – сопротивление давлению оппозиции, справедливости, здравого смысла…

Очарование абстрактно-философских идей из научной сферы сильно тем, что они слишком вместительны для гуманитарных интерпретаций; их концептуальное осмысление рискует быть слишком широким или поверхностным. Чтобы вникнуть в теорию распада метастабильных состояний (знакомую не каждому) и вывод исследования, а тем более связь этого с политической и социальной сферой, придется сосредоточиться, что сложно в «Интимном месте», перегруженным контекстом быта и личной жизни двух хранителей.


Дополнительные материалы –

1- Лаборадория «Интимное место» (а также личная квартира ее основательницы Марины Мараевой) по адресу ул. Шпалерная 3-26 существует с декабря 2014 года как «место общего творческого использования, внимательного и осторожного». Помимо манифеста, пространство не ограничено другими правилами отбора художников, которые могут свободно выставляться в течение недели в порядке очереди, записавшись в google doc. 

2- Окончив училище им. Рериха (специальность - живопись), Наталья Тихонова отучилась в «Школе молодого художника» фонда ПРО АРТЕ, участвовала в групповых выставках («Cabinet of Curiosities» в Хельсинки, «What we left behind in Russia» в Фольяно-Редипулья, «900 and some 26000 days» в Гамбурге). В этом году художница вошла в состав участников «V Московской биеннале молодого искусства».