| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

14.10.2015

Соль на рану (кино)

Автор:  Захарова Анастасия


«Соль земли», реж. Вим Вендерс
2014 год

Захарова 14-1.jpg

«Соль земли», документальный фильм Вима Вендерса о бразильском фотографе Себастьяне Сальгадо, это, по большей части, слайд-шоу из чёрно-белых фотографий. Что никак не портит сам фильм — кадры из серий репортёра о геноциде в Руанде, нефтяных пожарах в Кювейте или последнем стаде моржей на берегу Северо-Сибирского моря очень кинематографичны и как будто созданы для того, чтобы стать немым фильмом. Иногда они перемежаются с монологами самого репортёра — комментариями к изображённому. Но истории, показанные Сальгадо, настолько сильные, что могли бы обойтись и без этого. 

Вендерс практически в фильме никак не комментирует и не интерпретирует творчество Сальгадо, хотя имеет на это право — уже больше тридцати лет режиссёр сам является фотографом. 

Захарова 14-2.jpg
Мировая премьера «Соли Земли» прошла на Каннском фестивале ещё в 2014 году, российская — в том же году на ММКФ.

Фильм номинировался на премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм 2015 года. На 40-й церемонии вручения кинопремии Сезар «Соль Земли» стал победителем как лучший документальный фильм.

Конечно, сложно за два часа полностью рассказать о жизни Сальгадо, фотографа с экономическим образованием, побывавшего более чем в тридцати странах. Кажется, про каждую его экспедицию можно было бы сделать отдельный фильм. Может быть, поэтому личная история, а особенно — история семьи фотографа, остаются практически в стороне. Что немного странно — сам фильм начинается с рассказа сына Сальгадо Джулиано, который стал сорежиссёром Вендерса. Они вместе путешествуют и снимают старшего Сальгадо. И в процессе Джулиано не раз говорит о том, что только теперь обрёл отца и начал понимать, что он за человек. В детстве он был для него каким-супергероем-путешественником, иногда появлявшимся в их доме. Практически нераскрытой на фоне всего этого кажется и линия жены — в картине несколько раз чётко проговаривается её роль в жизни Сальгадо, в том числе — профессиональной. Она месяцами ждала его из экспедиций, а когда он возвращался — разбирала снимки, составляла альбомы и устраивала выставки, то есть была не только спутницей жизни репортёра, но и фактически его продюсером. А когда Сальгадо настигло самое большое разочарование в жизни, сумела провести его и через это испытание и превратить в ещё один их общий проект, но уже про природу — у себя на родине эта семья основала Институт Земли. На выжженных склонах они вырастили лес их более чем 2 млн самых разных деревьев.

Захарова 14-3.jpg
На счету Вендерса — ещё два документальных фильма, посвящённых творчеству других людей. «Социальный клуб «Буэна Виста» вышел в 1998 году — он рассказывает о кубинских музыкантах, группе  Buena Vista. 
Второй — «Пина. Танец страсти в 3D» о немецкой танцовщице и хореографе Пине Бауш, вышел в 2011 году.

Для российского зрителя «Соль земли» должна быть не просто интересна как была бы любопытная хорошая лекция про фотографию. Но ещё и актуальна — Сальдаго в монологе о своей последней экспедиции в Руанду и серии фотографий о местом геноциде говорит, что ненавидит всех людей как вид и не понимает, как ужасы вроде голода и войн могут происходить в 21 веке и совсем рядом с нами. В этот контекст хорошо вписывается история с Украиной, даже не смотря на то, что интерес к ней поостыл, но война там, тем не менее, ещё не кончилась.