| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

03.06.2015

Беречь своих мертвецов (литература)

Автор:  Исакова Юлия


Не так давно исполнилась первая годовщина со дня начала вооружённого конфликта на востоке Украины. В апреле правительство Украины объявило пятую волну частичной мобилизации, которая продлится два месяца. Наталья Ворожбит в своей новой пьесе «Саша, вынеси мусор!» объявляет шестую волну. Теперь на защиту Украины должны встать… умершие. Но чудо воскрешения может случиться только с согласия родных – им, недолго радуясь, встречать с того света, собирать и провожать на войну, им, если не повезёт (то есть почти наверняка) и хоронить заново.

Ворожбит написала «Сашу» по заказу шотландского театра «Трэверс» в рамках проекта с участием русскоязычных драматургов “A Play, A Pieand A Pint’’, где режиссёр Никола Маккартни задала авторам довольно жёсткие рамки: длительность исполнения пьесы – максимум пятьдесят минут, максимальное число персонажей – три. В интервью театральному критику Анне Банасюкевич Наталья Ворожбит рассказывала, что пьеса отчасти автобиографична: «Три года назад умер мой отчим. Мне хотелось переосмыслить эту историю. К тому же, началась война. А тут я всё время думала, что было бы, если б он дожил до этих событий? Что он делал бы, ведь он офицер?»…

Для главного героя пьесы – полковника Саши, преподававшего в военной академии физподготовку и внезапно умершего от сердечного приступа, этот вопрос не стоит. Тот свет – не помеха исполнению присяги. Надо вернуться с небесной службы на земную войну, надо уговорить девочек разрешить Саше ожить. Девочки – 55-летняя вдова Катя и 30-летняя падчерица Оксана, дважды за время действия пьесы носящая под сердцем Сашиных внуков – хоть и говорят со своим мужем и отчимом по привычке, как с живым, категорически с перспективой воскресения Саши не согласны. Именно потому, что любят. И потому, что омерзительней войны нет ничего. Даже на уровне жизни в отдельно взятой семье действия, минимально напоминающие боевые, недопустимы: Катя и Оксана в разговоре стараются не повышать на эмоциях голос, а то тесто для пирогов не поднимется.

Ворожбит пишет не конъюнктурный текст в продолжение «Дневников Майдана»*, а человеческую историю об отношениях живых со своими мертвецами. Здесь нет ни слова про Майдан, титушек, Славянск или ДНР, и на то, что речь идёт именно об этой войне, указывает фактически только ремарка к третьему действию, «сентябрь 2014 года». 

Ремарки Ворожбит, кстати, часто далеки от лаконичных указаний на время или место действия. В них мощная поэзия, уходящая в фантасмагорию. Например, в пьесе есть сцена на кладбище, где мужчина, похожий на Сашу, поминая покойника, видит сцены из его жизни – вплоть до «Саша держит на руках свою старую тёщу перед входом в больницу. Смерть с косой почтительно отступает, ангелы разлетаются». Очевиден контраст между таким построением ремарок и короткими, будничными, очень конкретными фразами персонажей.

Режиссёр Виктор Рыжаков делал читку «Саши» на «Первой читке» Одиннадцатого Володинского фестиваля в феврале 2015 года. После этого в Зелёном фойе Центра имени Мейерхольда Рыжаков выпустил спектакль: 8 мая состоялся его предпремьерный показ, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне и не вызвавший никакой агрессии со стороны зрителей. Совсем недавно читки «Саши» срежиссировали Михаил Бычковв Воронежском Камерном театре и молодой новосибирский режиссёр Сергей Чехов в Красноярском Театре имени А.С. Пушкина в рамках фестиваля современной драматургии «Драма. Новый код». Текст Ворожбит живёт. И становится не по себе: неужели мы на пороге того времени, когда наши проблемы придётся разгребать нашим умершим?

* «Дневники Майдана» – документальная пьеса авторства Натальи Ворожбит и Андрея Мая, написанная в марте 2014 года по горячим следам украинских событий с использованием технологии вербатим. Впервые фрагменты пьесы опубликованы на портале Colta.ru, где авторы отмечали, что «пьеса не имеет финала, как не имеет пока финала борьба украинцев за свободу и справедливость». Спектакль по «Дневникам Майдана» вошёл в репертуар Театра Ивана Франко в Киеве.

Цитата.
КАТЯ. Cто литров бензина в гараже стоит. До Варшавы хватит если что.
ОКСАНА. Если что?
КАТЯ. Если заправок например не будет, а надо будет бежать. 
ОКСАНА. А если больниц не будет, а надо будет рожать?
КАТЯ. Я все узнала. Тетя Галя, которая в церкви на свечках, – раньше акушеркой работала. Примет. 
ОКСАНА. А если бомбить будут. 
КАТЯ. Ну, если бомбить… 
ОКСАНА. Тогда это все не пригодится.
КАТЯ. Ну почему. Есть же погреб. Спрячемся там. 
ОКСАНА. А потом?
КАТЯ. Ну, может не будут все-таки бомбить. Давай верить в лучшее.
ОКСАНА. Давай. У тебя есть селедка?
КАТЯ. Есть.  

О драматурге: 
Наталья Ворожбит – украинский и российский драматург, сценарист («Школа», «Анжелика», «Склифософский»), лидер движения «Украинская новая драма», лауреат литературной премии «Эврика», номинант «ТЭФИ», выпускница «Школы театрального лидера». Пьесы Ворожбит идут в театрах России, Украины, Англии и Латвии.

Исакова5-1.jpg
Наталья Ворожбит. Фото Ольги Закревской


Исакова5-2.jpg
Афиша предпремьерного показа спектакля «Саша, вынеси мусор» в Центре имени Мейерхольда. Режиссёр – Виктор Рыжаков.