| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

03.06.2015

Неминуемый отказ от будней (арт)

Автор:  Котова Надежда


Выставка: «Праздник» | Молодое искусство
Кураторы: Мария Ильбейкина, Алексей Мартинс, Катерина Кузубова
Россия, Красноярск. МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР. ПЛОЩАДЬ МИРА, 18 апреля 2015 – 16 августа 2015

В рамках Музейной ночи "Свободный атом" 18 апреля открылась выставка молодого современного искусства «Праздник» от уже сложившейся и плотно вместе работающей группы кураторов Марии Ильбейкиной, Алексея Мартинса и Катерины Кузубовой. . С их легкой руки в городе появилась первая стихийная выставка «Быстровка», которая существует всего несколько часов, каждый раз выбирая при этом новое для себя место. Или их предыдущая совместная выставка «Опыт будущего», ставшей «результатом семилетнего опыта работы Музейного центра с художественным и зрительским сообществом.»

Праздник - «временный выход в утопический мир», «временное вступление в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия», как говорил Михаил Бахтин. Эти процессуальные выходы, длиною в несколько часов или дней были опредмечены и проиллюстрированы с помощью большого количества работ художников из разных городов России и Европы. 

Выставку открывает инсталляция Романа Мокрова (Москва) «Спрячь в ладонь новорожденный огонь», за которую кстати он совсем недавно стал лауреатом премии имени Сергея Курехина в номинации лучший медиа-арт проект. В ней он исследует свадебный обряд и его сакральный подтекст, через который можно изучить его смыслы. 

Документальная серия «Крещение» двадцатисемилетнего, но уже вступившего в Союз фотохудожников России, фотографа Сергея Потеряева (Екатеринбург) смело и даже комично препарирует священный обряд с точки зрения антропологии. Лица участников во время действия совсем не светятся счастьем, а передают неуловимый момент перехода из таинства в совершенно иное состояние, состоящее далеко не из самых светлых переживаний.  Также в Красноярск приехали живописные работы уже известного воронежца Кирилла Гаршина(Воронеж), который на своей персональной выставке в ВЗ РОСИЗО в Люблино был представлен несколькими сериями.  К сожалению, на выставке висит только одна его серия «Праздные дни». Картины, с фотографической точностью передающие сам акт семейных торжеств, но с текущими, уходящими куда-то в небытие лицами.  

Работы Павла Отдельнова из серии «ТЦ» не более жизнелюбивы, нежели его визуальные исследования постсоветских однотипных жилых районов в проекте «Внутреннее Дегунино». В фон жилых многоэтажек резко встраиваются глитчевые изображения нелепо ярких и уродливо громоздких торговых центров. Чем не современное посвящение эпохе вечных празднеств посредством непрекращающегося потребления?

Потребление и праздник  - вещи,  зачастую идущие в одной колее. Этому посвящены много работ: в том числе, Food fetishism Наяны Насыбулловой (Новосибирск), видео перформанса «Накопление» Анастасии Кузьминой (Москва, номинант премии Кандинского 2013). На видео девушка заворожённо надевает на себя кучу одежды, которая из-за своего несметного количества всё дальше и дальше теряет определение первоначального назначения.

Выставка получилась достаточно разношерстная в силу работ таких разных художников, выполненных в разных техниках. И с первой инсталляции Мокрова, да даже с воздушных шаров на входе до последнего зала с пиршеством от ЖКП атмосфера легкого безумия от празднества никуда не уходила. Большие светлые залы вместе с работами, свисающими с потолка, или двигающимися из видео, или лежащими на полу, на столе захватывают в водоворот торжества и угара.

Праздник – это совершенно особое состояние человеческого мира, которое так или иначе мы хотим приблизить и пребывать в нём превалирующую часть времени. Выставка молодого искусства «Праздник» предоставляет такую возможность. 



Информационная справка:
В 90-х годах на телевидении выходила детская телепередача «Праздник каждый день» - тогда, когда вокруг все было далеко не праздно и весело. Интересно, что чаще всего так и происходит – стоит чему-то начать становиться чуть менее устроенным, как возникшая в порядке пустота тут же стремится стать наполненной новым ритмом, смыслом, цветом – стать праздником.   

Котова4-1.jpg

Котова4-2.jpg

Котова4-3.jpg