| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

29.04.2015

По ту сторону занавеса (арт)

Автор:  Котова Надежда


Выставка: Москва 1957 . Леонар Джанадда. Фотовыставка
Куратор: Жан Анри Папийу
Россия, Красноярск. МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР. ПЛОЩАДЬ МИРА, 27 января 2015 – 26 апреля 2015

Фотосерия «Москва 1957» Леонара Джанадда имеет долгую, местами трагичную историю. 

В 1957 году Джанадда в качестве репортёра газеты «L`Illustrе» прибыл в Москву на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Фестиваль был первым международным событием для СССР, он стал возможностью знакомства с жизнью закрытой для почти всего мира страны. Соответственно, интерес Леонара заключался не только в фотофиксации официальных мероприятий фестивальной программы, но и в визуальном диалоге с повседневной жизнью москвича тех годов. Но эти фотоснимки мир не видел на протяжении долгого времени, поезд со швейцарской делегацией был встречен совершенно недружелюбно, а участников фестиваля обвинили в завербованности коммунистами. Спустя только более полувека работы Джанадда увидели свет, сама Ирина Александровна Антонова с воодушевлением отнеслась к такой находке и открыла выставку «Москва 1957» в Пушкинском музее в 2010 году.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов имел огромное социокультурное влияние в то времяи и по сей день. Приняв эстафету после таких европейских столиц, как Прага, Будапешт, Берлин, Бухарест и Варшава, Москва просто не могла быть недружелюбной. Лозунг «За мир и дружбу» слышался буквально во всём, а специально разработанный Пабло Пикассо символ – Голубь Мира и по сей день имеет мощное семантическое и визуальное значение. Леонар Джанадда стал свидетелем этих действ.

Безусловно, бросается в глаза дуализм серии: эта торжественность и пышность моментов фестивальной программы и утомляемая будничность трудовой жизни. По ту стороны стадионов и площадей совершается тяжелый труд, и встречаются далеко не всегда приемлемые условия жизни. Джанадда зорким глазом антрополога подмечает обратные стороны медали: «давка» в метро, высокие цены на товары не первой необходимости, тяжёлая роль женщины-работника и   другие примеры низкого уровня жизни.  Например, на снимках кропотливого фотожурналиста Михаила Анатольевича Трахмана мы видим именно праздничное обрамление фестиваля: люди всех цветов и оттенков, национальные одежды, ликующие лица и  танцующие столпотворения. Именно репортажную работу. Про все снимки Джанадда, однако, такое сказать нельзя. Он ушёл далеко за рамки фестиваля и даже такого известного человека как клоун Олег Попов, Леонар зафиксировал без привычной кепки и грима, открыв тем самым человека совсем с другой, уже более «человечной» стороны. Возможно, эта безапелляционная искренность в донесении происходящего напоминает виртуозно поставленные и безоговорочные репортажные снимки, удивительные для иностранного зрителя, обладателя Пулитцеровской премии Джеймса Хилла.

Любознательность Джанадда делает эту фотосерию действительно уникальной, со своей свежей точкой зрения на происходящее в Москве 1957 года, своего рода взглядом снаружи. 


Информационная справка:
Учитель Леонара Джанадда в коллеже при Аббатстве Сан-Морис однажды написал его родителям, что их сын «может и должен сделать из своей жизни что-то великое и красивое». Леонар Джанадда последовал совету. Фотограф, репортер, инженер, меценат - он интересуется многим, и проявляет талант во всем, чем бы ни занимался.

Фрагмент из интервью:
Леонар Джанадда: Грандиозное открытие: русские – такие же, как мы. Симпатичные, милые люди. Доброжелательные и приветливые. Знаете, меня это поразило. Я думаю, всех это тогда поразило. И я понял, что нам тут морочат голову о страшной пропаганде в Советском Союзе, и мы даже не замечаем, что не менее страшная пропаганда нависла в это самое время над нами.