| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

26.10.2015

Рай на земле (кино)

Автор:  Логинова Екатерина


Фильм: Рай (2014)
Режиссер: Ален Кавалье

Есть фильмы, существование которых убеждает, что кино, как медиум, было придумано не зря. Их вдруг без стеснения называешь гениальными. Таков фильм «Рай» Алена Кавалье, французского режиссера, за свою жизнь практиковавшего радикально разные виды кино. Начинал во времена новой волны, у него снимались Делон и Тринтеньян, экранизировал Саган и переводил Достоевского на язык французских 60-х, а теперь на главных киносмотрах мира он собирает лавры как экспериментальный автор, с цифровой камерой в руках, в одиночку создающий интимные и в то же время эпические полотна. 

Режиссер, снимавший кино с Роми Шнайдер и Аленом Делоном, в какой-то момент потерял желание делать сюжетное кино с большой съемочной группой и бюджетом. Поиск новой для себя формы он начал в 80-е. Фильм «Тереза»(1986) – один из первых шагов Кавалье прочь от классического кинонарратива. Эта картина – почти докуфикшн, настолько точно режиссер восстановил быт будущей святой Терезы, живущей в монастыре 19-го века. Известно, что Кавалье реконструировал реальность по документам и обрывал телефоны современных монахинь для консультаций.

Еще дальше от традиционного повествования увел режиссера фильм Libera me, снятый им в 1993 году и обозначивший новую для него эпоху. Работа о человечности, тоталитаризме и природе насилия, смотрится как кинематографический эквивалент «Банальности зла» Ханны Арендт и в некотором роде – арт-перформанс. Сцены и натюрморты, сменяющие друг друга, сняты очень абстрактно – в студии с одним задником. Рассказчиками же в фильме, где нет слов, стали привычные действия и предметы. Причем многие из предметов – это очевидные знаки, минималистские и аффективные метафоры. Каравшего людей преступника наказывают жертвы, поливая его голое тело красной краской. 

В 2000-х эстетическая программа Кавалье, находит наиболее радикальное выражание. В движении от игрового кино к кинематографу с естественной пульсацией жизни режиссер отсекает все лишнее – актеров, группу, обилие техники и финансовые вопросы. Он берет в руки цифровую камеру и направляет ее на то, что привлекает его каждый день. Так режиссер открывает себя в жанре дневникового кино. Первым фильмом в этой эстетике стал для него фильм «Ирен», много лет снимавшаяся поэма о том, как режиссер живет после гибели жены в автокатастрофе. Чуть позже Кавалье создает работу «Фильмер» – практически, свой творческий манифест. Было еще несколько экспериментов, и вот, в 2014 году режиссер выпускает свой opus magnum – фильм «Рай». 

Логинова 16-1.jpg.png
 
Режиссер находит в лесу мертвую птицу и из вымоченных в кока-коле гвоздей создает ей надгробный монумент. Зимой он приходит проведать могилу, и видит, что дерево, на котором она располагалась, срубили. «Осталась ли могила?», – озвучивает Кавалье вопрос зрителя, приближаясь к сугробу; нагнетаемому саспенсу , позавидовали бы многие режиссеры. «Рай» – это фильм, где осколки реальности собраны в удивительную по красоте фреску, его автор не стесняется вставить в рассказ миф об Одиссее, разыгранный человеком из лего и игрушкой-совой. Это фильм, где в сцене из Библии с распятием Христа участвуют заводной утенок и пластиковая птичка. И самое главное, это фильм, в котором талант автора заставляет верить тому, что эти герои действительно висят над бездной. Почему же рай? Потому что все страсти, в конце концов, сводятся к простой жизни, в которой любишь, и старишься. Понять это, значит, спастись.           

Логинова 16-2.png