| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

26.10.2015

Надену все лучшее сразу (кино)

Автор:  Логинова Екатерина


Фильм: Затерянная река/Как поймать монстра, 2014
Режиссер: Райан Гослинг
Производство: США


Райан Гослинг спустя три года после звездной роли в фильме Рефна «Драйв», представил свой режиссерский дебют «Как поймать монстра». И если Гослинг-актер во времена «Драйва» стал героем девичьих грез  из-за холодной, скупой на эмоции манеры игры (говорят,  он вдохновлялся ролью Алена Делона в «Самурае»), то Гослинг-режиссер очень экспрессивен.    
 
Отсылающий одновременно к Кубрику, Карпентеру и Дарио Ардженто барочный цветной свет, сюжет, который подошел бы зловещей сказке, странные персонажи и детали (человек с отрезанными губами, ушедший под воду Парк динозавров) – все это слагаемые фильма, снятого в постапокалиптичном Детройте.

По сценарию семья, живущая в полузаброшенном городе, оказывается в тисках нужды. Мама, рыжая красотка с тревожными влажными глазами (Кристина Хендрикс), не может выполнить изначально невыполнимые условия по ипотечному договору и скоро лишится дома. Вместе с ней в доме живут двадцатилетний сын и еще один маленький ребенок.  Взрослый сын (Йен де Кестекер) – симпатичный бунтарь – на поросших травой пустырях находит металлолом и меняет его на какие-то деньги. Пустыри считает своими местный отморозок (Мэтт Смит), разъезжающий в кабриолете с золотым креслом и водителем-лакеем. Так что сына ждет физическая расправа за воровство у бандита. Мама же, не найдя финансовой поддержки, устраивается работать в злачное местечко. Сначала кажется, что это бордель, но публика здесь алчет не секса, а крови. Девушки из шоу не показывают голое тело – их режут на куски прямо на сцене, хотя, конечно, понарошку. 
При этом вывезти семью из этого ада молодому герою, у которого в отличие от большинства горожан есть машина, мешает то, что «мама привыкла к этому дому». 

Логинова 14-1.jpg
 В последние пятнадцать лет Детройт стал популярным местом для съемок как независимых, так и крупных голливудских проектов, например, франшиз DC Comics

Кажется, Гослинг хотел снять кино с социальным подтекстом – раскритиковать проблемы одноэтажной Америки (грабительская ипотека, насилие, скука, отсутствие перспектив), но сделать это как искушенный и изобретательный автор. Он настолько перенасытил свою работу сложносочиненными метафорами, символами и цитатами, что созданный им живописный новояз превращается в бессмыслицу. Среди нечитаемого интертекста живыми и понятными остаются как раз-таки ипотека и другие житейские проблемы.  
Вот вам пример. Эффектная подруга главного героя (Сирша Ронан) рассказывает о загадочной затерянной реке, ради расширения которой правительство затапливало города. Существованием этой реки она объясняет коллективное ощущение горожан, что они живут под водой. Что это за ощущение, почему герои о нем заговорили, можно только гадать. У этой подруги есть бабушка, которая всегда ходит с красной помадой и в траурной вуали. Бабушка сутками смотрит видеозапись со своей свадьбы, а засыпает с помощью снотворных капель для глаз. Зритель может только предполагать, что река, видимо и здесь сыграла свою роль. Персонаж бабушки, как и многие другие герои, остается дикой открыткой.   
«Затерянная река» – это набор сцен в стиле Дэвида Линча с претенциозными рапидами, ночными съемками, упадочной эстетикой и яркими цветами. И фильм не становится чем-то большим. В финале этот бензиновый пузырь лопается, обнаруживая пустоту. Гипсовая голова динозавра в руках главного героя творит волшебство, разрешая все линии сюжета, и даже не пытайтесь это объяснить. Возможно, стоит порадоваться, что автору удалось избежать своего камео, кто знает, к чему бы это привело с такими амбициями.

Логинова 14-2.jpg
Одну из артисток «кровавого кабаре» весело и дерзко играет Ева Мендес 

         Успешные дебютные картины, снятые актерами
1. Ночь охотника (1955) – ставшая классикой Голливуда единственная режиссерская работа Чарльза Лоутона 
2. Сыграйте мне туманно (1971) – талантливый первый фильм Клинта Иствуда, и что многих удивило – в жанре триллер 
3. Зона военных действий (1999) – фильм Тима Рота, завоевавший приз на Берлинском кинофестивале
4. Порок (2001) – картина Билла Пэкстона, в которой Мэтью Макконахи обнаружил недюжинные актерские способности еще до периода своего Ренессанса 
5. Тени (1959) – первая работа, Джона Кассаветиса, заявившая о нем, как о сильном независимом режиссере