| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

08.10.2015

Как дети, ей-богу (кино)

Автор:  Логинова Екатерина


Режиссер: Ноа Баумбах
Фильм: Пока мы молоды/ While We're Young
Производство: Scott Rudin Productions
A24
IAC Films
США, 2014

Ноа Баумбаха часто обвиняют в том, что его герои неприятны и уязвимы. Пожалуй, самым привлекательным главным персонажем была его Френсис из фильма Frances Ha 2012 года, 27-летняя танцовщица, которая не могла найти счастья в Нью-Йорке. В русском прокате этот фильм вышел с названием «Милая Френсис» и героиня действительно была очень мила. В новом фильме Баумбаха «Пока мы молоды» персонажи, чертовски привлекательные на первый взгляд, также в какой-то момент начинают вас раздражать. Пара 40 плюс без детей – их, словно спетый в стэндап-камеди дуэт, конгениально друг другу играют Бен Стиллер (Джош) и Наоми Уоттс (Корнелия) – заводит дружбу с 25-летними Джейми (Адам Драйвер) и Дарби (Аманда Сейфрид) и пробует на вкус их увлечения. Как родители, которые впервые покурили травку со своими детьми и пошли тусить с их друзьями, они смешат и одновременно заставляют чувствовать неловкость. 

Вопрос о том, что подлинно, так или иначе, всплывает в фильме. Если тебе скучно на буржуазной вечеринке своих друзей-сверстников и ты идешь на уличный пляж с 20-летними (это тот, на котором роль моря исполняет гидрант), то это именно потому, что в одном месте тебе скучно, а в другом весело? Ты танцуешь хип-хоп, который больше походит на лихорадочную версию танца маленьких утят (да-да, в исполнении Уоттс) и носишь шляпу, которая делает тебя еще ниже (Стиллер), потому что тебе это нравится или потому, что хочешь казаться моложе и моднее? Баумбах разворачивает тему подлинности и на другом уровне. Документалист Джош уже 8 лет не может закончить свой второй большой фильм после первого успеха. Джейми, его фанат, всегда ходит с go-pro в кармане и настолько обаятелен, что Джош не может не помочь в воплощении режиссерской затеи нового друга. В финале Джош, с нежностью упоминавший мастеров direct cinema, разочаровывается в методе сбора материала начинающего кинематографиста и обвиняет его в подлоге правды. 

Обе линии, о дружбе и искусстве, разворачивающиеся чередой уморительно смешных эпизодов и диалогов, Баумбах разрешает изящно и иронично. Приятельские отношения проверяются на коллективном ритуале употребления айяуаски. Эстетические разногласия приводят к манифесту, который Джош толкает для Джейми за бутылкой Jim Beam в кулисах пышного вечера в честь 70-летия отца Корнелии, мэтра документалистики. Причем в тот же момент папа говорит «настоящую» речь со сцены. Инфантилизм как симптом боязни быть собой, кажется, не знаком только этому рассудительному старику с подвижным умом, чувством юмора и телом. О какой правде в искусстве может идти речь, говорит он уже без микрофона. По факту, правда, действительно, органичней звучит во время житейских откровений ночью у фонтана. 

Логинова 12-1.jpg
 
В «Пока мы молоды» герой Бена Стиллера Джош не может определиться, выглядит ли он настолько же круто в шляпе, как и его 25-летний друг Джейми 

Что еще смотреть у Ноа Баумбаха:
1. Кальмар и кит (2005) – драмеди о разводе неудачливого романиста с успешной писательницей, получившая номинацию на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий.
2. Гринберг (2009) – еще не в одном фильме Бен Стиллер не играл настолько неприятного типа, великовозрастного парня, который ничего не делает и делает это сознательно.  
3. Милая Френсис (2012) – черно-белый фильм о поиске себя в поздние 20-ть, в котором игра Греты Гервиг так же прекрасна, как монохромный Нью-Йорк.