| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

08.10.2015

Кино абсурда (кино)

Автор:  Полетыко Ольга


Фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии»
Режиссёр: Рой Андерссон
Производство: Швеция, Германия, Норвегия, Франция (2014)

Сегодня у меня не информационная справка, а ремарка, которую я бы поставила в начало текста: 
Лучше, чем Антон Долин, конечно, о Рое Андерссоне никто не напишет, он даже книгу о творчестве шведа написал «Рой Андерссон. Похвала банальности», которая есть не что иное, как разговор автора и режиссёра. Обладатель наград Венецианского, Каннского, Берлинского кинофестивалей в этой книге, в общем-то, отвечает на многие «почему», которые приходили в голову зрителям после просмотра его фильмов, а данная рецензия предлагается к прочтению тем тёмным личностям, кто с творчеством Роя Андерссона знаком не особо близко. 

Парочке на пляже мешает заниматься любовью собака. Коммивояжеры, продающие вампирские зубы и мешочки со смехом, в гриме грустных клоунов выглядят страшно несчастными. Упитанный мужчина пытается открыть бутылку вина и умирает. В лаборатории проводят опыты над мартышкой. Девочка хочет рассказать стихотворение о голубе, но учитель не даёт ей этого сделать. Из таких грустных и крайне лаконичных миниатюр о жизни и людях, которые в ней потерялись, состоит новый фильм шведского режиссёра Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», всего в фильме их будет 39. 

Полетыко 12-1.jpg
 
 «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» - это заключительная часть трилогии, где сначала люди готовились к апокалипсису («Песни со второго этажа»), во второй части («Ты, живущий») апокалипсис происходит, а «Голубь» – это жизнь после него. Пустая, потерянная, бессмысленная. Люди в этой жизни уже никуда не торопятся, не кричат, не боятся, не терзаются муками совести. После конца света люди опустошены, но пытаются искать счастье. Все по-разному: кто-то ударяется в эпикурейство, кто-то пробует стать успешным бизнесменом, другие целенаправленно идут к тому, чтобы попасть в учебники по истории. 

Понятно, что голубь, сидящий на ветке – это и есть сам режиссёр. Фильм начинается с  мизансцены, где в кадре – чучело голубя, а не живой его экземпляр. Андерссон не отделяет себя от мира героев, он – один из них, выживших после конца света.

Название фильма отсылает к полотну Питера Брейгеля (Старшего) «Охотники на снегу», где птицы, сидящие на ветках, наблюдают за происходящим внизу хаосом. «Голубь»  – это наблюдение за миром маленького человека в безвременье и за его попытками жить. Люди не любят и не слышат друг друга. И даже фраза, которую произносят многие герои фильма, разговаривая по телефону: «Я рад, что у тебя всё хорошо» каждым героем повторяется дважды, потому что с первого раза тот самый человек, что на другом конце провода, не слышит её. В сумме за весь фильм мы услышим её раз 50.

Многие критикуют шведа за то, что фильмы его умышленно замедленны, скучны и нелогичны. Но ведь Андерссон транслирует реальную жизнь. Не кино, а жизнь наша скучна, она ввергает в депрессию, она абсурдна. 

К Андерссону действительно не получается относиться равнодушно: он из тех режиссёров, что не заигрывает со зрителем. Ты можешь либо быть страшно восхищен его творчеством, либо быть неприятелем его. Театральность фильмов Роя Андерссона с дотошно выстроенными мизансценами, статичными общими планами, гримом, который делает его персонажей еще более уродливыми, чем они есть на самом деле, не так бы бросалась в глаза, если бы его кино не превращалось в театр абсурда, где отсутствует прямой нарратив, нагромождаются факты, а герои могут попадать в петли времени, как, например, в сцене с Карлом XII, когда он заезжает на лошади в современное кафе и забирает с собой симпатичного бармена. Поразительно, как статика может производить впечатление полнейшего хаоса.

Полетыко 12-2.jpg
 
Сцену, которая по сути является итогом фильма, швед никогда не ставит в финал, она проходит в череде остальных, как, собственно, это обычно происходит и в нашей жизни: в «Песнях» на свалку выбрасывают распятия Христа, которые не стали популярным товаром, в «Ты, живущий» приносят в жертву маленькую девочку, скидывая её с обрыва, в «Голубе» такой сценой становится сожжение африканцев в железной бочке-органе. Грустен этот мир, но швед оставляет кроху оптимизма, в «Голубе» символом того, что не всё потеряно, становится сцена в парке, где мама качает в коляске своего ребенка.