| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

27.08.2015

Смерть завода (кино)

Автор:  Полетыко Ольга


Фильм «Последний лимузин»
Режиссёр Дарья Хлёсткина
Производство: Россия, 2013

В 2010 году завод имени Лихачёва получил заказ от Министерства Обороны на три лимузина для парада Победы. Когда Дарья Хлёсткина начинала снимать свой документальный фильм «Последний лимузин» она еще не знала, что первый за 20 лет заказ на эти автомобили станет для завода последним. 

Работа над фильмом шла более трёх лет, из которых непосредственно только съёмки — 2,5 года. Это кино стало документальной хроникой последних лет завода, кадры его запечатлели агонию и смерть «ЗиЛа». 

Фильм «Последний лимузин» стал лауреатом премии «Лавровая ветвь» в номинации «Лучший кинофильм» и получил главную награду на «Артодокфесте».

Полетыко 8-1.jpg
 
Политолог Михаил Морозов назвал «Последний лимузин» документальным «Солярисом». Очень точное и тонкое сравнение: «Перед нами космическая станция, заброшенная в пространстве, она когда-то была поставлена на орбиту, на ней все еще функционируют какие-то там Банионис, Солоницын, Юри Ярвет, они бредят… В принципе, они в состоянии осуществить какие-то биологические эксперименты, возможно, вывести штамм. Но давно утрачена связь с Землей. Иногда с Земли поступают сигналы, и по этим сигналам они пытаются собрать некий аналог робота, которого собирали до того».

Один из таких сигналов — и есть заказ на лимузины. Всего на три. Но учитывая то, как плачевно выглядят цеха завода в начале 21 века  (они не отличаются от цехов советского времени), удивляешься, как с помощью такого инструментария можно создавать сегодня что-то конкурентоспособное. Лимузины «ЗиЛ» создает практически вручную. 

Полетыко 8-2.jpg

Всякое развитие влечёт за собой потери. Лошадь — сегодня не основное средство передвижения, VHS уже как лет дцать перешли в статус раритета, а гражданская война между янки и южанами, которая разгорелась из-за желания одних продолжать выращивать хлопок и желания других строить заводы и прогрессировать, кажется сегодня чуть ли не смешной. Всякий прогресс неминуем. Сфера технологий — та ниша, в которой нет места сентиментализму и грусти по былому. Конечно, «ЗиЛ» можно было бы осовременить, купить новое оборудование, обучать сотрудников работать с ним, создавать актуальную и нужную технику. Но для этого нужны большие деньги. «Последний лимузин» —  не только хроника завода, это хроника нашего времени на примере конкретного места. Довольно выгоднее сейчас делать автомобили где-то в Корее или Китае. С точки зрения экономики глупо держать в центре Москвы нерентабельный завод. 

Как бы то ни было, зиловцы с задачей справляются, они создают лимузины. Только оказывается, что эти автомобили уже не нужны. Как и люди, как и завод. На Парад Победы поедут другие автомобили, рабочие найдут новые работы, а «ЗиЛ» станет историей. 

Полетыко 8-3.jpg

Прелесть документалистики в её непредсказуемости, невозможности подчинить какому-то нарративу. Она — есть слепок момента. В данном случае оказывается, что этот момент — есть смерть завода.  

Информационная справка:
Весной 2013 года был принят проект планировки производственной зоны «ЗиЛ». На месте промзоны завода будет построен жилой район. В ходе масштабной реконструкции на месте «ЗиЛа» появятся ледовой дворец, спортивно-развлекательный центр, гостиницы, Музей хоккейной славы, торговые центры, больницы, детские сады, паркинги. Власти обещают сохранить часть исторической застройки завода, в частности, останется Центральная аллея завода и некоторые здания, которые отличаются от промышленной застройки.