| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

29.04.2015

Ни одного гея в новом фильме Ксавье Долана (кино)

Автор:  Полетыко Ольга


Фильм «Мамочка» (Mommy )
Режиссёр: Ксавье Долан
Производство: Канада, 2014 (студии Metafilms , SODEC, Sons of Manual, Super Écran, Téléfilm Canada)

Мать-одиночка без стабильного дохода и личной жизни сдает своего психически нездорового 16-летнего сына в интернат. Но даже под контролем врачей он не может сдержать свой пылкий нрав и поджигает товарища. В результате матери приходится забрать сына домой. Там, дома, они попытаются стать нормальными. И счастливыми. Даже третьего члена семьи найдут, чтобы стать совсем уж полноценными. Только вот «папой» станет их соседка. Папой лишь формально, скорее это будет такой новый вид семьи, без сексуальной подоплёки. Долан в «Мамочке» сдержан на этот счет: никаких ЛГБТ-тем.
Полетыко3-1.jpg
Но у него по-прежнему много музыки. И клипов на неё, логично вшитых в фильм. Поп-баллады из нулевых начинают жить иначе: пьяные пляски под «On Ne Change Pas» Celine Dion, поездка на лонгборде – это  «Colorblind» от Counting Crows, новая счастливая жизнь начнется с Oasis и их «Wonderwall», а еще будет нежная Dido «White flag» и грусть-тоска-точка от Lana Del Rey и её «Born To Die».

«Мамочка» -  это такая поездка на крыше поезда под классную музыку, где, если не ветер, то тоннель обязательно погубят стоящих, столкнув в пропасть. Оттого-то просмотр сродни мазохизму: наблюдать за героями, которые находятся на грани безумия, мучительно, но нравится. Кроме того, из-за обрезанного формата 1:1 зритель словно вуайерист. Подглядывает за семейными отношениями нестандартных людей в гнетущей безысходности. Она-то, эта безысходность, и толкнет в финале на предательство, но вполне оправданно, ибо главному герою ты сопереживать не хочешь и не можешь — он  омерзителен и страшен. За это спасибо Антуану-Оливье Пилону. Играет он агрессивно, с гиперрезкими движениями, свойственными для психически нездорового человека, с потрясающей мимикой, когда улыбка до ушей и чёртики в глазах. А вот мамочке Дайан в исполнении Энни Дорвал ты сопереживаешь. Хоть на вид её героиня далека от идеала. В свои 46  гардероб Дайан -  сплошь облегающие джинсы, мини-юбки, розовые бюстгальтеры и леопардовый принт, в зубах — в лучшем случае – жвачка, в худшем – сигарета. Она мечется, как загнанный зверь в клетке 1:1, но, в отличие от Стива, мечется по делу. Это ей нужно платить за дом, это она должна улаживать проблемы, которые устраивает её чудо-сынок, это ей нужно быть готовой к порезанным венам, горлу, украденным вещам из супермаркета и т. п. Третий персонаж этого треугольника – соседка Кайла, которую играет Сюзанн Клеман, скромная учительница-заика, серый кардинал фильма, который будет пытаться наладить жизнь мамочки и Стива. Клеман – обладательница очень интересной мимики, на протяжении всего фильма она почти ничего не говорит словами. Вся эта троица в поисках своеобразного баланса и банального счастья мчится по дороге на велосипедах. И в эти моменты Долан похож на поэта-сентименталиста, чувственного и созерцательного. Только указывать пальцем на виноватых – это как-то по-детски. И чем сильнее Долан хочет сделать из мамочки Иуду, тем меньше ты ему веришь. Всё-таки намалёванный им чёрт получился слишком правдоподобен. 


Информационная справка: 

Ксавье Долан — гей и не скрывает этого, во всех его предыдущих фильмах была затронута тема гомосексуализма.

Действие фильма «Мамочка» происходит в недалеком будущем (теперь уже в настоящем), 2015 году, когда в Канаде принят закон, позволяющий родителям беспрепятственно сдавать проблемных детей в психбольницы.