| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

26.10.2015

Все оттенки белого (арт)

Автор:  Солдатов Вячеслав


Фотовыставка "Линия севера" 
в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Солдатов 17-1.jpg
Фото проекта «Линия Севера» (Ф.Телков, С.Потеряев, 2015)
 
Север России в социокультурном отношении – terra incognita. А его огромные пространства белого снега – tabula rasa. Обывательское представление о нем обычно ограничивается фольклорными анекдотами о чукче, песенкой про северного оленя, поездными историями с вахтовиками и лесом нефтяных вышек. Совместная выставка молодых уральских фотографов, Федора Телкова и Сергея Потеряева, оставляет эту мифологию за скобками работ, документирующих сегодняшнюю жизнь северных территорий. 

Федор Телков и Сергея Потеряев - заметные фигуры в фотосообществе Екатеринбурга, регулярно представляющие вдумчивые и визуально запоминающиеся проекты. Их фотоязык можно условно обозначить как "арт-журналистика", когда документальные работы оформляются в цельное повествование, облеченное яркими образами и нетривиальными изобразительными решениями. В современной отечественной фотографии это направление активно развивается. Здесь вспоминаются проект москвички Анастасии Хорошиловой "Бежин луг" (2004) о российской провинции, серии фотопортретов  в постсоветских интерьерах "No comment" (2004) и "Места общего пользования" петербурженки Али Есипович (2009). Наши авторы выбирают объектом своих историй преимущественно местный материал, работая над современной мифологией Урала. 

Солдатов 17-2.jpg
Фото проекта «Линия Севера» (Ф.Телков, С.Потеряев)

В этот раз они отправились дальше. Новый проект демонстрирует точку зрения авторов, отличную как от традиции фотографирования Севера в прикладном этнографическом ключе, так и от откровенного "трэвел-фото" глянцевых журналов, упирающего на экзотику картинки и экстремальные ситуации. 

Более трех десятков работ разместились в пространстве временных экспозиций Екатеринбургского музея изобразительных искусств, зрительно составляя ту самую «линию» Севера. Панорамные снимки пейзажей пунктирно прерываются портретами северян и лаконичными городскими видами. Юрты и панельные многоэтажки, избы и коттеджи – а в них ненцы, ханты, манси, русские. Столкновение традиционного уклада и экономики «дикого капитализма», советское наследие и российские реалии предстают в прямом контрасте и парадоксальном взамопроникновении на фоне вечной мерзлоты. Оленьи рога на снегу и они же как декор в административном учреждении – образ мистический, но и вполне ординарный для Севера. Такой же, как яркие жилые дома небольшого городка, вокруг которого белая пустыня. Портрет потомственного охотника, браво сидящего на снегоходе, северный орнамент на новой посуде, интерьер Дома культуры с бюстом Ленина, чучелом оленя и «шишкинским» пейзажем на стене – не тот ли маркер современности, где все смешалось, и концов не найдешь? Авторы провоцируют зрителя искать на снимках приметы разных культур: то мелькнет православный крестик среди меховых шкурок, а за портретом ненки сюрреалистически высится золоченый памятник Ильичу.    

Солдатов 17-3.jpg
Фото проекта «Линия Севера» (Ф.Телков, С.Потеряев)

В мистическом детективе датского писателя Петера Хёга "Смилла и ее чувство снега" упоминалось, что исконный житель Гренландии знает семьдесят определений снега. В снимках Телкова и Потеряева снег тоже разный. Это не только белый цвет, подобный поверхности бумажного листа. Он приобретает теплые оттенки или угрожающе синеет, стелется бесконечным полем или аккуратно покрывает разноцветные крыши поселковых домов. На этом, всегда разном, белом, фотографы проводят свою линию. Линию, отграничивающую природу и цивилизацию или линию, связывающую прошлое и настоящее. И в узких глазах молодых северян, позирующих в спортзале, вдруг мелькнет древний прищур кочевого охотника.  


Справка 
Сергей Потеряев (р.1988)– екатеринбургский фотограф, куратор, член Союза фотохудожников с 2010 года. Работает преимущественно в жанре документальной фотографии. Автор фотопроектов о жизни уральской глубинки «Старая Утка», «Узкая» и других. Ведет блог о постиндустриальном Урале: http://rbth.com/postindustrial_urals  
Федор Телков (р, 1986) – фотограф. Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильской социально-педагогической академии, живет и работает в Екатеринбурге. С 2008 года в Союзе фотохудожников. Избранные проекты – «Мари.Research» (2015) о марийцах, «Оставленные» (об оставленных уральских деревнях), «Маленькие истории» (портреты детей из детского дома). Предпочитает портретную съемку.