| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

03.06.2015

Беспощадные отпечатки войны (арт)

Автор:  Солдатов Вячеслав


Выставка "Триумф и трагедия: союзники во второй мировой войне" фотографического музея Дом Метенкова (выставочный зал киноконцертного зала «Космос», Екатеринбург).

Около сотни черно-белых и цветных отпечатков. Редкие кадры фотохроники, классика военной фотожурналистики и шедевры мирового фотоискусства. Такой подарок был приготовлен работниками музея Дом Метенкова в преддверии празднования юбилея победы в Великой Отечественной войне. Однако, по причине экстренных ремонтных работ в здании музея, фотографии были размещены на двух этажах фойе киноконцертного театра «Космос». Помимо прочего, с изменением местоположения организаторы скорректировали и саму концепцию: теперь выставка должна была представить не только снимки английских и американских авторов, но и работы советских фотокорреспондентов.  

Солдатов5-1.jpg
Общий вид выставки в фойе кинотеатра «Космос»

Более обширное выставочное пространство дало возможность гораздо шире охватить рассматриваемую тему. Работы были размещены  согласно обозначенным тематическим разделам: о Великой Отечественной войне, о высадке союзных войск в Нормандии, о боевых действиях в Юго-Восточной Азии, о битве за Британию и другие. Такой разброс тем несколько размыл общую целостность выставки, хотя и дал при этом возможность рассмотреть феномен войны с более универсальной точки зрения. А соседство отечественных фоторабот со снимками иностранных коллег дало возможность сопоставления не только реалий военного времени, но и творческого уровня самих фотографов. 

Солдатов5-2.jpg
Роберт Капа. Американские солдаты высаживаются на побережье Франции под огнем немецких пулеметов, Омаха Бич, 6 июня 1944.

Сравнивая бок о бок висящие фотографии советские и британско-американские военные снимки очень явно видны схожие приемы в работе фотографов-союзников. И там, и там есть место постановочности. Плакатный снимок водружения американскими солдатами флага над Иводзимой Джо Розенталя соседствует с парадными портретами советских летчиков-героев СССР. Точно также, глядя на размещенные рядом снимки о работе тыла, становилось ясно, что по обеим сторонам океана существовал лозунг «Все для фронта, все для победы». Но вместе с тем классика военного репортажа - драматические зарисовки о повседневных военных буднях, наполненных  страданием и смертью, героизмом и самопожертвованием были сделаны и как западными, так и советскими авторами. Один из самых знаменитых кадров Второй мировой войны – высадки союзных войск на побережье Нормандии авторства американского фотографа Роберта Капы – весьма естественно перекликался со столь же экспрессивной фотографией «Атака» Дмитрия Бальтерманца. В этих фотографиях рельефно отразилась специфика работы фотожурналиста, заключающаяся в максимальной близости к объекту съемки и погруженности в действие.

Солдатов5-3.jpg
Аркадий Шайхет. Бойцы на крыше заводского цеха, Сталинград, осень 1942 г.

Помимо подчеркнуто документальных  кадров, освещающих жизнь военного времени и плакатных работ, присутствовали снимки, в которых раскрывался художественный талант фотографов, ухитрявшихся поймать рисунок, ритмику кадра в экстремальных боевых условиях.  В работе Аркадия Шайхета «Бойцы на крыше заводского цеха» с ее четкими  линиями ощутимо влияние конструктивистских экспериментов 1920-1930-х гг. Нельзя пройти мимо выразительнейшего портрета раненой английской девочки (фотограф Сесил Битон), отсылавший к традициям классического портрета. 

Выставка «Триумф и трагедия» это не просто парадный показ фотографий стран-победителей. Авторы снимков показали, что  страдания и смерть ужасны везде, будь то равнины средней России, пески Африки или острова Тихого океана.  И так же везде есть место подвигу и состраданию.
 
Нельзя не отметить, что весь пафос выставки был весьма абсурдно обыгран самой ситуацией ее переноса из фотографического музея в фойе кинотеатра. Официально – по причине экстренного ремонта в здании музея. При этом в интернет-сообществе незамедлительно появились слухи о запрете мероприятия «по звонку» из высоких инстанций. Якобы выставку военной фотографии с англо-американскими авторами, да еще при поддержке Британского совета и Консульства США посчитали непатриотичной. Это неминуемо отразилось на отношении комментирующих к так и неоткрытой выставке, причем оценки в основном были резко полярными: от «пособничества пятой колонны» до «произвола тоталитарной власти». Такой негативный информационный фон, наглядно показывая нездоровую идеологизацию общества, парадоксально подчеркнул при этом главную мысль самой выставки о том, что у простой фразы «Война это плохо» нет границ.
Фото: Вячеслав Солдатов, 2015

Справка:

Дом Метенкова – специализированный фотографический музей, открывшийся в 1993 году в Екатеринбурге. Двухэтажное деревянное здание музея до Октябрьской революции 1917 г. принадлежало местному энтузиасту фотографии, Вениамину Метенкову. В настоящий момент в музее проводятся фотовыставки местных, российских и зарубежных авторов, а также фотофестивали, мастер-классы, фотокроссы, организован фотоклуб.

Аркадий Шайхет (1898-1959)– советский фотокорреспондент, сотрудничал с журналами «Огонек», «СССР на стройке». В годы войны 1941-1945гг. фотографировал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской Дуге, при взятии Берлина.

Дмитрий Бальтерманц (1912-1990) – советский фотограф, корреспондент газеты «Известия». Во время Великой Отечественной войны после съемок боев в Москве и Сталинграде был направлен в штрафбат. В 1943 г. был ранен, после излечения продолжил работу фотографа до конца войны.

Роберт Капа (1913-1953) – американский фотограф, один из основателей жанра военной фотожурналистики. Фотографировал военные действия Второй мировой войны Работал в северной Африке и Италии. В 1944 г. снимал высадку союзнических войск в Нормандии.  

Джо Розенталь (1911-2006) – американский фотограф, лауреат Пулитцеровской премии. Во время войны снимал на Тихоокеанском театре военных действий.

Сесил Битон (1904-1980) – английский фотограф, начал карьеру в модной фотографии. Во время Второй мировой войны  работал на министерство информации Великобритании и должен был фотографировать происходящее в тылу и последствия военных операций немецких войск.