| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

08.10.2015

Дело не в тебе, дело во мгле (кино)

Автор:  Ханчин Дмитрий


«Под электрическими облаками», 
Алексей Герман-младший, Россия, 2015

Раньше Алексей Герман-младший черпал вдохновение в прошлом: действие «Гарпастума» разворачивается в начале прошлого века, а «Бумажный солдат» повествует о шестидесятых его годах. «Под электрическими облаками – его первый фильм о современности. Хотя к самому понятию времени подход у него своеобразный: «Время вообще не линейно в России, мы в этом отношении страна парадоксальная, где стрелки часов могут двигаться сначала вперед, потом быть перемотаны назад, потом снова вперед», сказал режиссер в интервью «Ленте.ру». От нынешнего дня Герман отстранился зазором в два года, но 2017-й год, в котором происходит действие картины, немногим отличается от 91-го, куда проваливается действие в одной из новелл. 2017-й выбран неслучайно – это столетняя годовщина со времен революции. Спустя век после кровопролитных событий в стране вновь неспокойно.

Россия под электрическими облаками застыла в предчувствии большой беды. Войны. Впрочем, напрямую об этом не говорится, а упоминается вскользь, впроброс, как бы между делом. Фильм состоит из семи новелл, герои которых – «лишние люди».

Сюжеты новелл не связаны друг с другом, но их герои периодически сталкиваются друг с другом в туманном мареве, подсвеченном неоном. Объединяет этих героев одно – судьбы их так или иначе связаны с недостроенным авангардным небоскребом на берегу Финского залива. Его скелет мрачно возвышается среди облаков, на которые теперь проецируется реклама. Спонсировал строительство олигарх, но он умер, и теперь его дети не знают, что им делать с наследством. Тем временем архитектор этого здания, искренне ненавидящий свой проект, бессмысленно бродит по улицам и не знает, куда теперь себя девать. Та же проблема у азиатского гастарбайтера, работавшего на проекте. В недостроенном здании тем временем проводят выставки современные художники, пускают героин по вене молодые ребята, встречаются для разборок преступники. А на берегу продуваемого всеми ветрами залива высятся мрачные призраки прошлого: статуя Ленина указывает рукой куда-то во мглу. В этой мгле – наше будущее.

Действие разворачивается неспешно, общая картина складывается только ближе к концу. «Под электрическими облаками» – непростое для восприятия кино, и в этом Герман-младший, конечно, многое перенял от отца. В первую очередь, киноязык. Подобно последним шедеврам Германа-старшего, «Под электрическими облаками» состоит из долгих сложных кадров. Режиссер погружает сюжет в быт, в прорву бытовых диалогов, бормотания и просто звуков окружающей среды. Неуютная монументальность, постоянный туман, отвлеченный закадровый голос – тоже приметы стиля старшего Германа. Но там, где у отца была черная мизантропия и приговор всему живому, у сына – робкая надежда на что-то лучшее.

Ханчин 12-1.jpg
Источник: efimenko.com. Чулпан Хаматова в роли глухонемого подростка-наркомана

«Под электрическими облаками» – конечно, очень грустное кино. Оно насквозь пронизано ощущением распада. В мире, тщательно, рукотворно выстроенном Германом-младшим, конец света словно бы уже наступил, и герои бессмысленно топчутся на руинах мира. Но, в отличие от вурдалаков из «Трудно быть богом» и уродов из «Левиафана», герои «Облаков» еще надеются выбраться из окутавшей их мглы. «Горсть тепла после долгой зимы донесем. Пять минут до утра» – поет корпоративный певец в финальных кадрах фильма, и строчкам Шевчука, вопреки всему, хочется верить: донесут.


Дополнительные материалы:
Часть реквизита фильма была использована как материал для выставки «СЕЙЧАС2017», которая работала в Московском музее современного искусства с 5 по 28 июня. На экспозиции представлены скульптуры Антонины Фатхуллиной и объекты и видеоинсталляции, созданные Еленой Окопной, художником-постановщиком «Под электрическими облаками». Кураторы выставкаи – Антонио Джезуа и Елена Окопная. По мнению Джезуы, выставка – вариация художественных экспериментов 70-х годов, известных как «расширенное кино».  

Ханчин 12-2.jpg
Фото Дмитрия Знаменщикова. Скульптура «Лошадь» Антонини Фатхуллина из финальной сцены «Под электрическими облаками», представленная на выставке «СЕЙЧАС2017».