| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

31.08.2015

Оптимизм для никого (кино)

Автор:  Ханчин Дмитрий


«Земля будущего», 
2015, Брэд Берд, США

Итак, существует некое другое измерение, в котором выдающиеся жители планеты построили город будущего. В этом сверкающем мегаполисе люди живут вне властных структур и занимаются наукой: победили гравитацию, отменили старение, перемещаются во времени, летают на реактивных ранцах. Тем временем наш с вами мир ждет скорая гибель, но власти отказываются как-то ее предотвратить. И умники из другого измерения построили вышку, посылающую волны, которые внушают людям, что их ждет скорый апокалипсис. Затея оказалась провальной, ибо вместо того, чтобы предостеречь народ и подтолкнуть к каким-то действиям, эти волны только сделали конец света культовой среди людей темой: его стали ждать с нетерпением, о нем стали слагать песни, писать книги, делать игры, снимать фильмы. А теперь отвлекитесь от сюжета и вспомните, что видели в кино в последние годы: больше половины блокбастеров так или иначе эксплуатируют тему апокалипсиса, та же ситуация с авторским кино и даже с комедиями (подробнее – в дополнительных материалах). Если копнуть глубже, ситуация будет та же самая: люди без конца смакуют идею конца света, апокалипсис давно стал делом привычным.

Главные герои фильма «Земля будущего» – девушка-подросток с задатками вундеркинда и бунтарским духом (неяркая Бритт Робертсон), взрослый разочарованный мужик, которого когда-то прогнали из города будущего (как всегда уверенный Джордж Клуни) и маленькая девочка-робот (блистательная Рэффи Кэссиди, настоящее открытие этого фильма). Троицу ждут погони, скачки во времени, полеты на ракетах, драки с роботами и разборка с главным злодеем – губернатором города будущего (Хью Лори, которого трудно воспринимать в злодейской роли после восьми сезонов «Доктора Хауса»).

Ханчин 8-1.jpg
 
Разобраться в том, что творится на экране – та еще задача: тут и четвертое измерение, и альтернативные реальности, и дети-роботы, и тахионы – некие гипотетические частицы. Во всем этом запутается не только ребенок двенадцати лет (возраст, начиная с которого рекомендован просмотр «Земли будущего»), но и любой взрослый.

Ханчин 8-2.jpg
 
Но есть две причины, по которым этот не очень складный фильм стоит смотреть. Во-первых, режиссер Брэд Берд, автор «Суперсемейки» и «Рататуя», подал эту историю в виде увлекательного ретро-аттракциона. Ретрофутуризм всегда был его фирменным коньком, и тут он развернулся на полную катушку: отстроил город будущего таким, каким его видели мечтатели из 60-х, но с помощью современных технологий кинопроизводства. Получилось по-диснеевски красочно: Берд привнес в большое кино анимационную эстетику, его будущее похоже на огромный аттракцион. От некоторых сцен по-настоящему захватывает дух – например, полета в ванне.

Ханчин 8-3.jpg
 
А во-вторых, у фильма мощная идеологическая подоплека. «Земля будущего» транслирует наивные, но правильные идеи: нужно сменить негатив на позитив и верить в лучшее, нужно перестать смаковать антиутопии и начать строить свою утопию, нужно мечтать и не отступать от своей мечты.
К сожалению, эти светлые и искренние призывы вряд ли будут услышаны и восприняты. Потому что «Земля будущего», несмотря на маркер 12+, непонятно для кого снята. Фильм вряд ли обретет популярность у детей: слишком много диалогов и физики. Подростки, скорее всего, не обратят на него внимание: их сейчас больше занимают «Голодные игры», «Дивергенты» и прочие поп-антиутопии. Взрослым же кино покажется лепетом в духе «Детей шпионов». Кто же тогда разделит оптимизм авторов фильма? Быть может, вы?


Дополнительные материалы
Фильмы 2010-х о том, что все Земле – крышка:
«Безумный Макс: Дорога ярости» (Джордж Миллер, 2015): нефтяной кризис
«Меланхолия» (Ларс Фон Триер, 2011): столкновение с другой планетой
 «Мстители: Эра Альтора» (Джосс Уидон, 2015): взбунтовавшийся искусственный интеллект
 «Интерстеллар» (Кристофер Нолан, 2014): истощение природных ресурсов
«Как я теперь люблю» (Кевин МакДональд, 2013): третья мировая
«Ровер» (Дэвид Мишо, 2013): финансовый крах
«Армагеддец» (Эдгар Райт, 2013): инопланетная атака
 «Обливион» (Джозеф Косински, 2013): инопланетная атака
«Сквозь снег» (Пон Чжун Хо, 2013): ледниковый период
«Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» (Сет Роген, Эван Голдберг, 2013): судный день