| Ru | En | Подписка | 

Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про арте»
 Значек Vimeo 3.png Instagram.png  

Школа культурной журналистики

03.06.2015

Роуд-муви одного актера (кино)

Автор:  Ханчин Дмитрий


«Дикая», 
Жан-Марк Валле, 
США, 2014

Шерил Стрэйд поднимается в горы, спускается в ущелья, останавливается в городках, зависает с хорошими парнями с гитарами, убегает от плохих  парней с арбалетами, общается с воображаемой лисой, стаптывает ноги в кровавую кашу и продолжает идти. Примерно так проходят два часа экранного времени – и это довольно-таки увлекательно.

Похоже, призвание канадского режиссера Жан-Марка Валле – воскрешать актерские карьеры. Еще недавно он вернул в строй Мэттью МакКонахи, который исполнил главную роль в «Далласском клубе покупателей» и удостоился за нее «Оскара». Теперь пришел черед Риз Уизерспун. У этой потрясающей актрисы было немало ролей в откровенно проходных фильмах, а в последние годы она и вовсе пропала с радаров. Как оказалось – лишь для того, чтобы триумфально вернуться. «Дикая» стала, наравне с «Оскаром» за «Переступить черту», новым звездным часом для 39-летней «блондинки в законе». И это, несомненно, ее лучшая роль и настоящий прорыв. 

«Дикая» – экранизация мемуаров американки Шерил Стрэйд, которая в середине девяностых преодолела черную полосу своей жизни, пройдя пешком по всей длине Тихоокеанского хребта. Книга стала бестселлером и дала богатый материал для экранизации.

Ханчин4-1.jpg
 
Детство с отцом-алкоголиком, смерть матери (мощный выход Лоры Дерн), измены, героин, нежелательная беременность, тяжелый развод – все это, что привело ее на эту тропу, и обо всем этом мы узнаем из флешбеков. Возникают они всегда внезапно, нелинейно, его эпизоды в случайном порой порядке появляются на экране – прямо как в жизни, когда ты идешь куда-то, и внезапно на тебя начинают накатывать воспоминания. Отдельного упоминания стоит звуковое сопровождение: у героини нет с собой плеера, поэтому песни в фильме звучат как воспоминания о песнях: рефрены хипповских хитов смутно, неясно возникают, умолкают, и возникают вновь.

Ханчин4-2.jpg
 
Сам поход героини – это ее  паломничество, добровольное мученичество, не имеющее, правда, религиозной подоплеки – героине вряд ли нужен Бог (хотя ссадины от рюкзака на теле и сбитые в кровь ноги наводят на определенные мысли). Она идет не в Мекку, не  в Вифлеем, она идет к самой себе. Растеряв себя в жизненных неурядицах, она должна обрести себя заново, принять свое прошлое и смириться с ним. 

Идея не новая. Фильм предсказуемо оборачивается катарсисом и финальным закадровым монологом. Суть этого монолога можно изложить в паре фраз: любой жизненный опыт полезен, а главное – не сдаваться. Звучит банально. А в сочетании с не самым динамичным сюжетом и блекло снятой американской природой фильм должен быть и вовсе скучным зрелищем. Но «Дикая» захватывает, и главная причина этому – игра Риз Уизерспун.

Ханчин4-3.jpg
 
Большую часть хронометража она проводит в одиночку, без диалогов и даже монологов – разве что чертыхнется иногда под нос. В ее игре нет ни капли бурлеска – она как-то очень по-честному проживает эту историю, и уже просто своим присутствием в кадре удерживает внимание зрителя. Это настоящий актерский триумф.



Доп. материалы
Еще десять роуд-муви, которые стоит посмотреть:
«Простая история» (Дэвид Линч, США, 1999)
«В диких условиях» (Шон Пенн, США, 2007)
«Беспечный ездок» (Деннис Хоппер, США, 1969)
«Дорога» (Джон Хиллкоут, США, 2009)
«Париж, Техас» (Вим Вендерс, Германия, 1984)
«Вне закона» (Джим Джармуш, США, Германия, 1986)
«И твою маму тоже» (Альфонсо Куарон, Мексика, 2001)
«Мой личный штат Айдахо» (Гас Ван Сент, США, 1991)
«Шестиструнный самурай» (Лэнса Манджиа, США, 1998)
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» (Бен Стиллер, США, 2013)